Рецензия на книгу
Защита Лужина
Владимир Набоков
Akvarelka21 ноября 2010 г.Набоков сумел в одной книге уместить всю жизнь великого шахматиста Александра Ивановича Лужина, его победы и поражения, часы напряженных шахматных турниров и размеренной семейной жизни. Примечательно то, что автор только один раз называет своего героя по имени-отчеству, в самом конце книги, а на протяжении всего произведения зовет его просто Лужиным. Ни от родителей, ни от тетки, ни даже от жены мы не услышим его имени. Почему так? На мой взгляд, именно в конце книги главный герой уже становится не известной личностью, а самым обычным человеком, забывшем о своем предназначении. И именно в этот момент мы и узнаем его имя.
Все попытки превратить Лужина-шахматиста в Лужина-художника, Лужина-чиновника, Лужина-семьянина отличались изрядной долей жестокости и эгоизма со стороны его жены. Она играла с ним с первого дня знакомства, когда шла сзади и ожидала, когда он что-нибудь уронит, и продолжала играть после, пытаясь слепить его жизнь на свой манер, удачно воспользовавшись временным помрачением. Но она не приняла во внимание то, что он не обычный человек, а шахматист. И в потаенных уголках сознания весь мир представлялся ему запутанной шахматной партией, а в каждом продуманном поступке жены ему виделся тщательно просчитанный шахматный ход.
В годы известности автор рисует своего героя объемным, живым, используя множество эпитетов и метафор: «…столь привлекательным он ей показался своей неповоротливостью, сумрачностью, низким отложным воротником, который его делал почему-то похожим на музыканта…». Но как только Лужин забывает о шахматах, он сам становится похожим на плоскую фигурку, нарисованную на клетчатом поле газетного выпуска. В нем исчезает его самобытность, его живость, которая чудесным образом уживалась с неповоротливостью. «Лужин, в старом пиджаке, спасенном от гибели, сидел у письменного стола и старательно срисовывал белый куб, стоявший перед ним», - мы больше не видим описания героя, только сухое повествование, в котором нет места краскам – «Лужин предпочитал карандаш». В одну эту фразу автор уместил безысходность, тупик для своего героя, отсутствие интереса к жизни…
Интересна также в этом произведении тема противостояния Советской России и капиталистической Европы. Главный герой отрекается от своей Родины, уезжая туда, где его ждет слава и большие возможности. У него даже нет желания посетить заброшенную могилу своего отца… Мрачному, унылому, затхлому образу России, который очень четко нашел воплощение в изображении комнаты матери Лужина (не зря ведь, Родина-мать), противопоставляется яркий, нарядный, полный красок образ курортной Европы. Однако в последние годы Лужин все больше и больше возвращался к светлым воспоминаниям о детстве, только он четко не ассоциировал их с Россией.
Русские эмигранты, пусть и скучают по родной стране, но постоянно убеждают себя в правильности своего выбора. Именно в этом плане примечателен диалог Лужиной с приезжей дамой. «Какой он, Петербург? Наверно, очень изменился?» – спросила Лужина. «Конечно, изменился», – бойко ответила приезжая. «И тяжелая, тяжелая жизнь», – вдумчиво кивая, сказала Лужина. «Ах, глупости какие! Ничего подобного. Работают у нас, строят. Даже мой мальчуган, … даже мой Митька говорит, что у нас в Ленинграде ляботают, а в Беллине бульзуи ничего не делают». После разговора с ней Лужина начинает уговаривать мужа навестить могилу его отца, но при этом она преследует свои цели – увидеть своими глазами, переубедить себя, что не может быть там, на Родине, все хорошо, удостовериться в верности своего выбора.
Это книга, в которой трагедия жизни великого шахматиста удивительным образом переплетена с трагедией жизни русских эмигрантов.
941