Рецензия на книгу
Кролик, беги. Кентавр. Ферма
Джон Апдайк
Аноним21 ноября 2010 г.ДЖОН АПДАЙК. БЕГИ, КРОЛИК
Кто ты, Гарри Энгстром?
Уж не помню из каких источников было почерпнуто мое представление об Апдайке, как о второразрядном авторе, но именно это в первую очередь долгое время заставляло откладывать его на потом. К счастью наконец я собрался. Вопрос с чего начинать не стоял, естественно с Кролика и, естественно, с первого романа тетралогии о нем.
Скажу сразу, мое мнение изменилось на прямо противоположное, этот автор стал для меня открытием.
То, что Апдайк является историком и исследователем социально-психологического развития американского среднего класса, стало уже общим местом. Наверное это так и есть. Но для меня теперь это в первую очередь блестящий стилист.
Не решусь сейчас давать характеристику особенностей его письма, пока это все на уровне эмоций, но ни с чем подобным ранее сталкиваться не приходилось. После прочтения осталось чувство какого-то волшебства. Тоже можно сказать и о главном герое романа, его оригинальность несомненна. И вот тут небольшое но. Как часть стилевого строя романа он безумно интересен, а как характер, настолько же отвратителен, несмотря на всю свою мягкость, романтичность и периодические позывы к добру. Способ решения всех проблем для него это бегство.
Можно, конечно, подогнать Кролика под выразителя неосознанного протеста маленького человека против удушающего быта и искателя смысла жизни, как это с успехом делают некоторые рецензенты да, наверное, и сам Апдайк, но есть вещи, которые не оправдываются ни чем и одно из них называется предательство. В данном контексте скорее имело бы смысл рассмотреть личность Кролика с психиатрической точки зрения, но это согласимся уже натяжка. По крайней мере автор уж точно не ставил диагноз своему любимому герою.
«Вот именно, ты ничего не делаешь. Ты просто бродишь повсюду с поцелуем смерти на устах», говорит Кролику его любовница Рут.
Беги, Кролик, беги!49