Рецензия на книгу
Лампа Мафусаила, или Крайняя битва чекистов с масонами
Виктор Пелевин
MariyaKosovskaya27 марта 2017 г.Крайняя битва
Мы любим только тех авторов, у которых находим подтверждение своих собственных смутных догадок. Ведь зачем нам Пелевин? Чтобы рассказать нам, чутко-думающим, тонко-чувствующим, живущим в ногу со временем и как бы самостоятельно уже все понявшим, как все же относится, трактовать и ретранслировать этот сложный и противоречивый мир, в котором информация давно перестала быть источником внятного смысла.
"Как известно, сложное международное положение нашей страны объясняется острым конфликтом российского руководства с мировым масонством. <… > Гибридный роман В. Пелевина срывает покровы молчания с этой тайны”, - предупреждает издательство Эксмо.В «Крайней битве» Пелевин наконец-то разъяснил своим читателям суть таких явлений, как «цивилизация» и «вата», рассказал о стоящих за ними силах, а так же доходчиво дал понять, что и то и другое – лажа, способ выращивания забавных шкурок для изготовления погремушек Князю мира.
«Главное отличие ваты от цивилизации в том, что вата по своей природе реактивна. Она не создает повестку дня, ошарашивающую всех неожиданностью, острым запахом и непонятно откуда взявшимся финансированием, а послушно отрабатывает ту, что бросили ей в почтовый ящик «силы прогресса» – и при этом надеется победить в культурной войне, на которую ее вызвали этой самой повесткой. Ну-ну, Бог в помощь» - это про вату. А вот про либералов:
«Российский либерал – вовсе не носитель политического ( или хотя бы бытового) либерализма. Это человек, свято верящий, что миром правит всесильное жидомасонское правительство, с энтузиазмом берущий на себя функции его российского агента (как он их понимает) – но при этом яростно отрицающий существование такого правительства, так как оно, по убеждению российского либерала , желает оставаться секретным».Суть всех споров между либеральной и консервативной Россией полностью дискредитируется цитатой : «все духовные объекты, мерцающие сегодня в гуманитарной вселенной, сделаны из денег. И основной — вернее, единственный — вопрос философии звучит в наше время так: из чего сделаны сами деньги? Но философы умные ребята и молчат по этому поводу в тряпочку».
Кстати, по поводу философов. Нашла на Фейсбуке того, кто считает себя прототипом либерального философа Сирилла (любовника Кримпая), теперь читаю его блог – очень интересно, но часто совсем непонятно, каждый пост – реакция на какое-то медиа-событие, за которыми я просто не успеваю следить.
Что еще интересного в этом романе? Любопытная гипотеза квантового пространственного-временного континуума, воплощенная в литературном хронотопе. По сути, та же, что в “Назад, в будущее”, но с нюансом: раздавленная в каменном веке бабочка не изменит далекого будущего, все будет точно так же, даже если вычеркнуть целую расу каких-нибудь существ - история просто подгонит те же смыслы под новый порядок вещей. Например, когда из Вселенной стирают самок-рептилоидов, чей гипнотический “посох” - хусспа Федерального резерва «пробуждает в людях веру в доллары. И вызывает недоверие к серебру и золоту, которые служили деньгами пять тысяч лет», эта вера как бы повисает в воздухе, и остается как некий тайный смысл, ведомый лишь массонам, которые занимают в исторической ретроспективе освободившуюся нишу рептилоидов.
Честно сказать, было интересно читать только первую часть романа – про брокера, гея и ламберсексуала Кримпая, чью ламберсексуальность автор буквализирует, явно издеваясь над модой на бороды. Сексуальные отношения ненастоящего дровосека с настоящими деревьями полны трогательных нежных моментов, после которых как-то иначе смотришь на древесину.
В целом, роман, конечно, про деньги. В нем нет ни просветления, ни даже хоть небольшого смыслового просвета в современном мире, описанном Пелевиным. Многим, судя по рецензиям, роман понравился: Пелевин вернулся, опять пишет на злобу, долой сомнамбулические романы, даешь нам актуальный топовый стеб (некоторые коллекционеры мемов сожалеют, что автор забыл покемонов, а «новые» Звездные войны, упомянутые как метафора современной мировой экономики, к выходу романа были уже не совсем новы:). Я опять буду в меньшинстве. Мне нравится тот Пелевин, который не только дискредитирует современность, но и показывает альтернативу или хотя бы отблеск надежны на нее.
5286