Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Ярмарка тщеславия

Уильям Теккерей

  • Аватар пользователя
    Аноним27 марта 2017 г.

    Акула, за неимением рук, может удовлетворить свое любопытство, лишь укусив предмет интереса. Если же испуганный "предмет интереса" попытается дать ей по носу — акуле это вряд ли многое скажет. Укус — единственный способ выражения чувств.

    Глухонемой от рождения человек изначально не способен словами выразить свою любовь. Даже познав грамоту и основы начертания азбуки, слова для него значат куда меньше, чем для мира слышащих. В его арсенале остаются объятия и улыбки. И тяжко будет тому несчастному, который не догадается их использовать.

    Ребекка Шарп — персонаж колоритный, драматичный, с художественным типом мышления. Острая на язык, всегда готовая выкручиваться и обманывать, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести, уверенная в своей правоте, эгоцентричная, манипулятор, мать-кукушка. При всем этом многократно автор повторяет, что эта женщина не испытывала негатива, не пылала ненавистью, даже наоборот — всегда была искренне весела и игрива. Опасный род себялюбцев-манипуляторов, игрой которых восхищаются на сцене и ненавидят в жизни и быту, они словно акулы: плывут в разнообразных удовольствиях и течений житейского океана, кусают кого попало и как попало, не думая о последствиях, но лишь с целью удовлетворения собственных сиюминутных потребностей.

    Ребекка не плохая. Но на протяжении всей книги мне казалось, что человеческие эмоции она проигрывает, как актриса в театре. Она так долго старалась понравиться и играла, что лицемерная маска напрочь въелась в лицо. Она не дура -- такие махинации недалекая женщина провернуть не способна.

    Так почему же столько презрения и ненависти в сторону несравненной Бекки Шарп? Подобного рода люди не редкость и среди наших знакомых, просто за фасадом бушующего океана эмоция и подвижности чаще всего не замечаешь отсутствия у них части базовых банальных механизмов эмпатии, проявления и принятия чувства доброты и любви. Как глухонемой ребенок не поймет добрых слов и тона голоса, но лишь тепло объятий и дружескую улыбку, так и эти люди плывут по жизни, играя успешно, но не осознавая глубинных мотивов тех или иных действий других людей. Просто не дано. Нет рецепторов восприятия.

    И это единственный вариант, при котором я могу хоть как-то, отчасти, оправдать поведение этого рода людей. Для своих детей такой эгоцентрик становится сущим кошмаром, а в реальности проявляется либо "мать-кукушка и игнор", либо немыслимым драматичным обожанием, жутким, карикатурным, разрушительным. Они идут по жизни, по незнанию по-акульи кусая и калеча людей — и им невдомек, что делают что-то не так. Не чувствуя, не понимают. Отличают тысячи оттенков людских эмоций и подстраивают игру словесную и мимическую под них, дабы достичь цели и завоевать так необходимое им внимание и ласку.

    Последние главы романа Теккерея посвящены невероятному событию: эгоцентричная Бекки Шарп, которая 90% романа юлила, выкручивалась и ненароком портила всем жизнь, делает что-то хорошее и доброе по отношению к подруге Эмилии — открывает правду о ее незабвенном супруге, даря ей возможность наконец отпустить и забыть прошлое, начать счастливую жизнь с достойнейшим человеком, что любил ее все эти годы.
    Правда, даже в этом благородном поступке проявляется акулья сущность: Бекки бросает вдовушке записку, доказывающую попытку измены "святого супруга" с ней самой. В контексте романа — очень мощный ход, ибо вынуждена признать, что словами и уговорами на овцеподобную сущность подруги подействовать можно было несильно, настолько закостенел в ней ангелоподобный образ Джорджа Осборна.

    В итоге, каждый сам волен решать для себя, какова для него героиня романа. И совершенно отдельный разговор в случае, когда таких людей встречаешь вживую.

    ~~
    Мощная составляющая романа это затянувшаяся френдзона доброго и спокойного Доббина и "образцом женственности и ласковости" — Эмилией Седли. Доббин — образец прямоты, порядочности, спокойствия и верности. Беззлобный, но стойко защищающий родных и близких, действующий, а не пассивный, "добро должно быть с кулаками", а также жизненной позицией и понятием чести и совести. Он как раз такой.
    ...В отличие от Эмилии, которой повезло родиться в то время, когда бесхарактерность могла быть оценена как доброта и порядочность. Угораздило же его влюбиться в нее. И верное сердце не отступало пятнадцать лет!.. Уму непостижимо. У меня сердце кровью обливалось за этого персонажа. Теккерей великолепно описал суть ситуации. И отлично вывел тонкую мораль концовки.
    Кстати.

    Сериал ВВС "Ярмарка тщеславия" (1998 г.) был посоветован мне подругой, что и книгу для чтения одолжила -- за что ей огромное спасибо!!! Талантливая игра актеров в этой экранизации позволила во многом по-новому раскрыть персонажей и посмотреть на их поступки сквозь призму чужого мнения. Теккерей написал добротную и равномерную повесть, где меня смущали непонятно зачем вставленные флешбеки, несколько затянутые описания третьестепенных персонажей, авторское появление ни к селу ни к городу, но экранизация что-то обрезала, много диалогов дополнила, ввела незаметную в книги игру мимики и взглядов — и получилась иная интерпретация романа, более богатая и живая, атмосферная, полная, очень красивая. Не жалею о потраченных часах чтения и просмотра сериала ни разу.

    Но вот концовка в случае книги и фильма очень разные. Они идеально отражают то, что хотел сказать автор, а что хотел показать режиссер картины. И автор Теккерей оказался более стойким к чарам Бекки, более справедливым судьей, чем очарованный режиссер. Обе версии по-своему интересны и достойны жить, по моему мнению.

    ~~
    Роман грандиозный и запоминающийся. Хотя в заключении могу сказать, что не так для меня был страшен объем книги, сколько царивший в ней душный клубок интриг, недалеких людей, обманутой наивности, мерзких манипуляций и прочего добра, которое не красит. Ярмарка тщеславия, что еще сказать? ~ Моим светом в окошке и отдушиной стал Доббин и капитанша О'Дауд. Герои, не позволившие окружающей тьме затопить их понятия о чести и достоинстве. В тех же Унесенные ветром Маргарет Митчелл , с которой любят сравнивать "Ярмарку" из-за исторической направленности и частичной схожести характеров персонажей Скарлетт О'Хары и Мелани на Ребекку Шарп и Эмилию, было куда больше смелых действий и опасных ситуаций, моральных дилемм и проявлений характера. Возможно, причиной тому служит разность менталитетов. К тому же, героини "Унесенных" были на своем собственном попечении, а в "Ярмарке" они почти всегда полагались на мужчин, одних только мужчин, чье покровительство -- титулом ли, финансово или материально -- значило все в обществе того времени. И в том обществе было очень душно, если судить с позиции нашей современности.

    9
    114