Рецензия на книгу
Ярмарка тщеславия
Уильям Теккерей
Аноним27 марта 2017 г.Акула, за неимением рук, может удовлетворить свое любопытство, лишь укусив предмет интереса. Если же испуганный "предмет интереса" попытается дать ей по носу — акуле это вряд ли многое скажет. Укус — единственный способ выражения чувств.
Глухонемой от рождения человек изначально не способен словами выразить свою любовь. Даже познав грамоту и основы начертания азбуки, слова для него значат куда меньше, чем для мира слышащих. В его арсенале остаются объятия и улыбки. И тяжко будет тому несчастному, который не догадается их использовать.
Ребекка Шарп — персонаж колоритный, драматичный, с художественным типом мышления. Острая на язык, всегда готовая выкручиваться и обманывать, не испытывая при этом ни малейших угрызений совести, уверенная в своей правоте, эгоцентричная, манипулятор, мать-кукушка. При всем этом многократно автор повторяет, что эта женщина не испытывала негатива, не пылала ненавистью, даже наоборот — всегда была искренне весела и игрива. Опасный род себялюбцев-манипуляторов, игрой которых восхищаются на сцене и ненавидят в жизни и быту, они словно акулы: плывут в разнообразных удовольствиях и течений житейского океана, кусают кого попало и как попало, не думая о последствиях, но лишь с целью удовлетворения собственных сиюминутных потребностей.
Ребекка не плохая. Но на протяжении всей книги мне казалось, что человеческие эмоции она проигрывает, как актриса в театре. Она так долго старалась понравиться и играла, что лицемерная маска напрочь въелась в лицо. Она не дура -- такие махинации недалекая женщина провернуть не способна.Так почему же столько презрения и ненависти в сторону несравненной Бекки Шарп? Подобного рода люди не редкость и среди наших знакомых, просто за фасадом бушующего океана эмоция и подвижности чаще всего не замечаешь отсутствия у них части базовых банальных механизмов эмпатии, проявления и принятия чувства доброты и любви. Как глухонемой ребенок не поймет добрых слов и тона голоса, но лишь тепло объятий и дружескую улыбку, так и эти люди плывут по жизни, играя успешно, но не осознавая глубинных мотивов тех или иных действий других людей. Просто не дано. Нет рецепторов восприятия.
И это единственный вариант, при котором я могу хоть как-то, отчасти, оправдать поведение этого рода людей. Для своих детей такой эгоцентрик становится сущим кошмаром, а в реальности проявляется либо "мать-кукушка и игнор", либо немыслимым драматичным обожанием, жутким, карикатурным, разрушительным. Они идут по жизни, по незнанию по-акульи кусая и калеча людей — и им невдомек, что делают что-то не так. Не чувствуя, не понимают. Отличают тысячи оттенков людских эмоций и подстраивают игру словесную и мимическую под них, дабы достичь цели и завоевать так необходимое им внимание и ласку.
Последние главы романа Теккерея посвящены невероятному событию: эгоцентричная Бекки Шарп, которая 90% романа юлила, выкручивалась и ненароком портила всем жизнь, делает что-то хорошее и доброе по отношению к подруге Эмилии — открывает правду о ее незабвенном супруге, даря ей возможность наконец отпустить и забыть прошлое, начать счастливую жизнь с достойнейшим человеком, что любил ее все эти годы.
Правда, даже в этом благородном поступке проявляется акулья сущность: Бекки бросает вдовушке записку, доказывающую попытку измены "святого супруга" с ней самой. В контексте романа — очень мощный ход, ибо вынуждена признать, что словами и уговорами на овцеподобную сущность подруги подействовать можно было несильно, настолько закостенел в ней ангелоподобный образ Джорджа Осборна.В итоге, каждый сам волен решать для себя, какова для него героиня романа. И совершенно отдельный разговор в случае, когда таких людей встречаешь вживую.
~~
Мощная составляющая романа это затянувшаяся френдзона доброго и спокойного Доббина и "образцом женственности и ласковости" — Эмилией Седли. Доббин — образец прямоты, порядочности, спокойствия и верности. Беззлобный, но стойко защищающий родных и близких, действующий, а не пассивный, "добро должно быть с кулаками", а также жизненной позицией и понятием чести и совести. Он как раз такой.
...В отличие от Эмилии, которой повезло родиться в то время, когда бесхарактерность могла быть оценена как доброта и порядочность. Угораздило же его влюбиться в нее. И верное сердце не отступало пятнадцать лет!.. Уму непостижимо. У меня сердце кровью обливалось за этого персонажа. Теккерей великолепно описал суть ситуации. И отлично вывел тонкую мораль концовки.
Кстати.Сериал ВВС "Ярмарка тщеславия" (1998 г.) был посоветован мне подругой, что и книгу для чтения одолжила -- за что ей огромное спасибо!!! Талантливая игра актеров в этой экранизации позволила во многом по-новому раскрыть персонажей и посмотреть на их поступки сквозь призму чужого мнения. Теккерей написал добротную и равномерную повесть, где меня смущали непонятно зачем вставленные флешбеки, несколько затянутые описания третьестепенных персонажей, авторское появление ни к селу ни к городу, но экранизация что-то обрезала, много диалогов дополнила, ввела незаметную в книги игру мимики и взглядов — и получилась иная интерпретация романа, более богатая и живая, атмосферная, полная, очень красивая. Не жалею о потраченных часах чтения и просмотра сериала ни разу.
Но вот концовка в случае книги и фильма очень разные. Они идеально отражают то, что хотел сказать автор, а что хотел показать режиссер картины. И автор Теккерей оказался более стойким к чарам Бекки, более справедливым судьей, чем очарованный режиссер. Обе версии по-своему интересны и достойны жить, по моему мнению.
~~
Роман грандиозный и запоминающийся. Хотя в заключении могу сказать, что не так для меня был страшен объем книги, сколько царивший в ней душный клубок интриг, недалеких людей, обманутой наивности, мерзких манипуляций и прочего добра, которое не красит. Ярмарка тщеславия, что еще сказать? ~ Моим светом в окошке и отдушиной стал Доббин и капитанша О'Дауд. Герои, не позволившие окружающей тьме затопить их понятия о чести и достоинстве. В тех же Унесенные ветром Маргарет Митчелл , с которой любят сравнивать "Ярмарку" из-за исторической направленности и частичной схожести характеров персонажей Скарлетт О'Хары и Мелани на Ребекку Шарп и Эмилию, было куда больше смелых действий и опасных ситуаций, моральных дилемм и проявлений характера. Возможно, причиной тому служит разность менталитетов. К тому же, героини "Унесенных" были на своем собственном попечении, а в "Ярмарке" они почти всегда полагались на мужчин, одних только мужчин, чье покровительство -- титулом ли, финансово или материально -- значило все в обществе того времени. И в том обществе было очень душно, если судить с позиции нашей современности.9114