Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Goldfinch

Donna Tartt

  • Аватар пользователя
    YouWillBeHappy27 марта 2017 г.

    Подростки Тео и Пиппа, находившиеся в художественном музее во время взрыва, к своим тридцати годам так и не смогут вернуться к нормальной жизни. Об их тщетных попытках и рассказывает Донна Тартт. А картина Карена Фабрициуса, которую мальчик под шумок выносит из музея, на мой взгляд, просто добавляет роману перчинку.

    Повествование вялотекущее, но не занудное: страницы переворачиваются как-то сами собой. И вот ты уже на двухсотой, оглядываешься – а событий, в общем-то, никаких и не произошло. В этом – талант Тартт-рассказчицы. Написать такой текст и таким хорошим языком – большой труд. Я преклоняюсь.

    На этом, собственно, мои дифирамбы и заканчиваются. Вообще, к пятисотой странице я от подобного многословия и малособытийности порядком устала, а начавшаяся криминальная часть показалась вообще не к месту. Возможно, книгу просто не стоит читать залпом, а чередовать с другими, как я сначала и делала, но потом решила ускориться – и перестала получать от чтения удовольствие.

    Не понравилось решение автора вести повествование от первого лица. Во-первых, из-за языка: не верю, что необразованный наркоман мог в подобных выражениях рассказать историю своей жизни. Во-вторых, провисает часть с обоснуем поступков – мыслей и чувств Тео здесь крайне мало. Например, (СПОЙЛЕР) переехав в Лас-Вегас, он ведёт со своим новым другом Борисом крайне разгульный образ жизни, и чего они там только не нюхают. Кажется: ну подросток, ну нашёл не того друга, развлекаются. И только к концу (!) книги мы из уст Бориса (!) (а повествование вроде как ведётся от лица Тео) узнаём, что это он развлекался, а Тео страдал. И почему он ещё тогда не мог рассказать о своих мотивах, чувствах, сомнениях и т.д.? Поэтому-то между мной, как читателем, и главным героем всегда оставалась дистанция, он не стал мне близким знакомым.

    Ещё есть «пунктик» с отсутствием развития у Тео, но это вполне можно отнести к тому, что он «сам» рассказывает свою историю, и на посттравматический синдром, конечно. Но портрет его получился серым, неузнаваемым.

    И самое главное: основная мысль романа? Из-за чего весь сыр-бор? По-моему, она в самом конце, но это просто абзац, а не красная нить всей истории:


    Никто, никто и никогда не убедит меня в том, что жизнь – это главный приз, величайший дар. Потому что вот вам правда: жизнь – это катастрофа. Сама суть нашего существования, когда мы мечемся туда-сюда, пытаясь себя прокормить, обрести друзей и сделать что-то там ещё по списку – есть катастрофа. Забудьте вы все эти глупости в духе «Нашего городка», которые только и слышишь отовсюду: про то, какое это чудо – новорождённый младенчик, про то, как неисповедимы пути, и т.д и т.п. Как по мне – и я упорно буду твердить это, пока не умру, пока не рухну в грязь своей неблагодарной нигилистичной рожей, пока не ослабею настолько, что не смогу и ни слова выговорить: уж лучше не рождаться вовсе, чем появиться на свет в этой сточной канаве. В этой выгребной яме больничных кроватей, гробов и разбитых сердец. Ни выйти на свободу, ни подать апелляцию, ни «начать всё заново», как любила говаривать Ксандра, путь вперёд только один – к старости и утратам, и только один выход – смерть.

    Итог: восемьсот страниц убористого текста, Пулитцеровская премия 2014 года – и всего одна интересная цитата. Я ожидала большего. По-моему, объём порядком раздут. Автору не удалось до меня достучаться.

    15
    141