Рецензия на книгу
Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц
Айрис Мёрдок
Аноним26 марта 2017 г.Человек – животное, постоянно страдающее от тревоги, боли и страха, жертва того, что буддисты зовут «dukha» – неослабной, неутолимой муки, испытываемой теми, кто жадно алчет призрачных благ.После прочтения «Черного принца» я поняла, что нашла для себя еще одного любимого писателя, точнее писательницу. Айрис Мердок удивительный «художник», создающий литературные шедевры в чисто шекспировском стиле. Ее преданность английскому драматургу чувствуется на каждой странице романа. Первая часть книги, в своих сюжетных перипетиях, похожа на спектакль, разыгранный на подмостках театра. Совершенно ясно, что искусство и для Мердок и для главного героя романа больше чем просто творчество.
Настоящее искусство выражает правду, оно и есть правда, быть может, единственная правда.Главный герой, Брэдли Пирсон - стареющий писатель, неуверенный в себе, робкий и нестабильный человек окунается в пучину греховных страстей и запретных желаний. Его неудачи в писательстве являются продуктом мнимой завышенной самооценки, отожествлением себя со святыми - истинными создателями и служителями искусства, что само по себе абсурдно.
Не боюсь утверждать, что есть святые в искусстве, которые просто промолчали всю жизнь, но не осквернили чистоты бумажного листа выражением того, что не было бы верхом красоты и соразмерности, то есть не было бы правдой.Бесталанность и зависть к заслугам более удачливого друга толкают Брэдли завуалировать свою никчемность личиной терпеливого ожидания и снисхождения свыше для создания истинного шедевра, который так и не был написан.
- Можно, правда, поступать так, как вы. Ничего не доводить до конца, ничего не печатать, жить в постоянном недовольстве белым светом, лелеять в душе идею недостижимого совершенства и на основании этого задирать нос перед теми, кто делает усилия и терпит неудачи.
На первый взгляд кажется, что Черный принц – шекспировский Гамлет, принц Датский, который стал прототипом самого Пирсона. Сумасшествие Гамлета вполне объясняет пространные рассуждения Брэдли об искусстве и любви и его философские умозаключения. Он сам был немного сумасшедшим, иначе больше ничем нельзя оправдать его внезапно возникшую неземную любовь к малообразованной, недалекой, молодой девчонке. Но если капнуть глубже стоит обратить внимание на незаметного героя по имени Локсий. Сама бы собственными логическими рассуждениями я бы до этого не дошла, но гугл нам в помощь. Я вычитала на одном из интернет ресурсов любопытную статью о «Черном принце», где приведена связь между Брэдли Пирсоном и Аполлоном. Кто же такой этот неизвестный нам редактор Локсий?
Локсий — "вещающий иносказательно" — эпитет Аполлона, связанный с тем, что слова пифии, оглашавшей предсказания Аполлона, носили характер бессвязных речей, которые "обрабатывались" специальными жрецами, после чего носили поэтический характер.
«Черный Принц — это, конечно же, Аполлон, — говорила Айрис Мердок в интервью французскому журналисту Жану-Луи Шевалье в 1978 году, — большинство критиков, предоставивших свои рецензии на книгу в Англии, кажется, даже не поняли этого, несмотря на картинку Аполлона на обложке!». Мердок продемонстрировала связь между Локсием и Аполлоном: «Аполлон — убийца, насильник, как и сказано о нем в романе, когда обсуждается личность Локсия, который убил собрата по музыке страшнейшим образом, образ, олицетворяющий мощность и власть, не обязательно положительный образ». [1]Кому интересно предоставляю ссылку на
- https://iris-murdoch.livejournal.com/15692.html
Брэдли стар, но свалившиеся на него любовные переживания он переносит с истерическими всплесками, присущими молодым людям в пору первой влюбленности. Он смешон и мерзок в своих страданиях. Где мудрость стареющего человека, где опыт прожитых лет, где сдержанность и сила взрослого, самодостаточного человека? Всего этого нет. Потому что Брэдли потерялся в жизни, он так и не сумел найти себя, ни в одном из своих поприщ не состоялся и нигде не добился успеха.
«Черный принц» - роман о глубоко несчастных и одиноких людях. Архетипы персонажей в произведение многогранны и уникальны. Ни один не похож на другого, как говорится «каждый несчастен по своему».
— Каждый из нас кричит, надрывается в своей отдельной, обитой войлоком, звуконепроницаемой камере.Присцилла, сестра Брэдли, и морально и духовно опустошена и разрушена. Одинокая, никому не нужная женщина – возможно один из самых печальных образов в романе. Судьба ее чем то схожа с судьбой Рейчел: две уже далеко не молодые женщины, обе разочарованы в жизни, обе стали тенями собственных мужей, обе так и не обрели своего «я». Только одна оказалась сильнее и целостней, а другая была разбита под тяжестью одиночества и беспросветного мрака впереди. В противовес им выступает Кристиан, бывшая жена Брэдли, солидный возраст ее не пугает, она все также привлекательна и уверенна в себе, богатство, оставшееся после смерти второго мужа, придает ей некий лоск и деловитость.
Жалкий Фрэнсис, брат Кристиан, вульгарен и суетлив. Его подобострастная привязанность к Брэдли, практически щенячья преданность ему составляют образ опустившегося, отчаявшегося человека, который живет лишь подачками и «милостями» людей. Питаясь бедами и муками Пирсона, Фрэнсис хоть как то оправдывает свое существование, он как гнусное насекомое паразитирует на страданиях другого человека.
Арнольд деловой, успешный мужчина. У него есть все – карьера известного писателя, немалый, стабильный доход, верная жена и дочь. Но вместо того, чтобы наслаждаться жизнью, он создает вокруг себя собственных демонов: угнетает жену, тиранит дочь, ищет любовь на стороне. Одна из главных тем в произведение это его взаимоотношения с Брэдли. Что же их все таки связывает? Дружба? Ненависть?
Дружба так часто оказывается на поверку застывшей, замороженной полувраждой.И наконец Джулиан. Она молода и неопытна. Ее любовь к Брэдли скорее проявление уважения и юношеского восхищения к человеку, который намного старше и умнее ее. В нем она видит пример для подражания, своего героя, своего кумира.
Но как бы ни был благороден и умен в глазах всего света предмет твоей любви, творить из него кумира – а в этом и состоит влюбленность – не меньшее безумие.Чем обернется запретная любовь немолодого одинокого мужчины и юной девушки? Какие последствия их ждут? И может ли счастье быть безоблачно и вечно? Ответы на эти вопросы вы найдете на страницах данного романа.
Удивительно как люди, живущие в самом центре огромного мегаполиса, окруженные родственниками и друзьями, могут быть так бездонно одиноки. Какое же это все таки гнетущее и страшное чувство – разочарование. Это философский роман с изумительным сюжетом. Неподражаемое сочетание гротескного стиля подачи и неправдоподобной правдоподобности в представление настоящего человеческого несчастья.
8133- Можно, правда, поступать так, как вы. Ничего не доводить до конца, ничего не печатать, жить в постоянном недовольстве белым светом, лелеять в душе идею недостижимого совершенства и на основании этого задирать нос перед теми, кто делает усилия и терпит неудачи.