Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Дорога в жизнь

Фрида Вигдорова

  • Аватар пользователя
    Аноним26 марта 2017 г.
    Не чувствуешь любви к детям – сиди смирно, занимайся собой, вещами, чем хочешь, но только не детьми...

    Книга оставила после себя довольно двойственное впечатление. С одной стороны, очень любопытно повествование от первого лица, если учесть, что оно псевдодокументальное и написано от лица реально существовавшего человека. Еще интереснее будет, если знать, что Фрида Вигдорова была лично знакома с героем своей книги - Семеном Калабалиным, поддерживала его систему воспитания и образ мыслей. А книги, входящие в эту трилогию, как и ряд газетных статей, были написаны, чтобы поддержать Калабалина и защитить его репутацию после отстранения от должности директора детского дома.
    Мы понимаем, что воспитание трудных подростков невозможно без дисциплины, возможно, даже очень и очень строгой, но система воспитания Калабалина многими признавалась слишком жесткой и даже военизированной. Ни минуты свободного времени, строгая отчетность, глобальная ответственность всего отряда за проступок одного рядового. Впрочем, при ближайшем рассмотрении этой проблемы невозможно не уйти в рассуждения об аспектах морали, общественного сознания и личностного роста. В любом случае, нельзя отрицать, что семья воспитателей Калабалиных делала важнейшее дело, наполняла жизнь своих воспитанников смыслом, заставляла их поверить в силу действия, прививала любовь к труду.

    Как и обещано в аннотации, есть в книге "то настоящее, которого нам так не хватает". Это расказ о педагоге, прошедшем тот же путь, что и его подопечные. О его любви к детям, о честности и ответственности, об умении находить подход к людям и работать в коллективе. Здесь приводится множество ценных мыслей о воспитании и интересных наблюдений. Есть несколько запоминающихся персонажей, хотя некоторых и хотелось бы копнуть поглубже.

    Но есть и другая сторона. Прежде всего, некоторая неправдоподобная легкость, с которой герою даются все его достижения. Да, Калабалин на самом деле сам просился в практически безнадежные, худшие детские дома для трудных детей директором, ставя единственное условие: первое время обойтись без проверок. В такой детский дом и приезжает наш воспитатель в самом начале книги. Но, вопреки ожиданиям, никаких особенно трудных детей там нет. А есть обычные беспризорники, которые при должном уходе прекращают вести асоциальный образ жизни и становятся милыми добрыми ребятишками в какие-то рекордные сроки. Кражами продолжают промышлать два-три человека, но и они со временем вписываются в рамки. То есть на самом деле трудных подростков с уголовными наклонностями в приюте нет. Есть обычные люди со своими достоинствами и недостатками. Поэтому понаблюдать за реальными сложностями у нас не получится. Но всю книгу читателя сопровождает приятное чувство: как ярко светит солнышко, давайте все возьмемся за руки и построим новое светлое будущее.

    Тем разительнее контраст с трагедией, случившейся в конце книги. И вот этот момент, хоть и имевший место в реальной жизни героя книги, здесь кажется чужеродным. Он не прояснен, нет никаких выводов, нет ожидаемого в таких случаях психологизма, торжества призвания над личным горем, хоть какого-то разбора этой ситуации, чего-то сугубо личного.
    В итоге конец первой части трилогии вышел очень скомканным. Да, у жизни есть свои законы, но не стоило забывать, что это все же художественное произведение, и если в нем есть такая громкая трагическая нота, негоже так резко ее обрывать.

    А произведение в любом случае получилось стоящим и с продолжением я ознакомлюсь также с большим удовольствием.

    10
    769