Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Невыносимая легкость бытия

Милан Кундера

  • Аватар пользователя
    Toccata19 ноября 2010 г.

    Я иду и чуть не плачу у прохожих на виду:
    здесь как раз служил мой батя в 68-ом году (с)

    При одном только упоминании о Чехии и Праге у меня, что называется, в зобу спирает дыханье. Потому, узнав от подруги, что действие знаменитой кундеровской книги там и происходит, я, полная энтузиазма, откликнулась на предложение ее одолжить. Последовало, правда, предупреждение: "Тебя только может расстроить то, как Кундера относится к Советскому Союзу" (любовь ли моя к Рождественскому всех заставляет подобным образом думать?). "Да ладно", - ответила я, ибо была наслышана о позиции автора и сама не являюсь сторонницей политики железной руки, переходящей в пяту.

    И вот, Кундера взят на пробу в электричку: по-моему, если книжку можно и хочется продолжать читать в "собаке", скрючиваясь на деревянных сиденьях, или того хуже - в набитом битком вагоне, то это уже огромный плюс произведению. С "Невыносимой легкостью..." так и вышло. Дочитывала в тесном тамбуре со сквозняком до тех пор, пока это было возможно, пока мужчины на одной из станций с радостным: "Утрамбовываемся!" не влезли и не впихнули менее решительных на такие подвиги женщин, после чего даже карманное издание было не развернуть.

    Несколько абсолютно индивидуальных героев - вот что более всего меня увлекало. Сперва появляется Томаш, а следом, в контексте с ним - Тереза и Сабрина, после в связи с последней - Франц, и так далее. У каждого из них своя история, свое объяснение тому, почему они стали такими, а не иными; жуть как радовали причинно-следственные связи их формирования, трактовка автором их поступков. К месту, как по мне, были и философские отступления Кундеры, упоминания Ницше, Декарта и т.п.; пусть порой автор жёсток - и это подкупает, чересчур откровенен (в описаниях сексуальных сцен, с употреблением неэстетичных слов и понятий в неглупых, казалось бы, размышлениях) - и этому, вникнув и свыкшись, отдаешь должное.

    Национализм? Не слишком, вполне понятный и здравый, оккупация есть оккупация. Неприятие существующего режима как насаждающегося насильно - да, точно. Но Томаш при разговоре насчет протестной петиции видит плакат с солдатом, в оригинале побуждающего к вступлению в ряды Красной армии, а в переделанном виде - к подписанию петиций; на него давят с обеих сторон, герой плаката "о чем бы не спрашивал, угрожал". Не слишком лестно отзывается о чехах Сабина: они помнят, думает она, о Яне Гусе, который сгорел на костре, а не о Яне Гусе, который оставил после себя сочинения. Неспроста Томаш интерпретирует и историю о царе Эдипе, который "не ведал, что творил"; герой задумывается о массовой слепоте, о массовом неведении и неразборчивости относительно того, во что он и его сограждане оказались вовлечены.

    Минусы: много секса. Пусть бы детально, но поменьше, или как есть, но чуть менее детально. А так перебор, по-моему. Или просто я такая ханжа. Ну и, пожалуй, насчет отсутствия у наших женщин ног, достойных ног его соотечественниц, Кундера перегнул: выродились что ли у нас женщины с красивыми ногами? от чего? тоже от социализма? Слишком. А так - понравилось. Буду ли еще читать его книги? С большой вероятностью - да.

    17
    50