Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Среда обитания. Как архитектура влияет на наше поведение и самочувствие

Колин Эллард

  • Аватар пользователя
    Аноним25 марта 2017 г.

    Дом, который построил Джека

    Март на исходе. Радостная весть:
    день удлинился. Кажется, на треть.
    Глаз чувствует, что требуется вещь,
    которую пристрастно рассмотреть.
    Возьмем за спинку некоторый стул.
    И.Бродский

    Я выросла в городе с населением менее 700 тысяч человек, он имеет характер и особое очарование, но со временем старые дома разрушаются, парки дичают, а все свободные площади отъедают торгово-развлекательные центры и новые безликие кварталы. Ну как безликие: желтые, голубые… 3-я улица Строителей, всё в этом духе. Я не супергерой, даже не мэр, хоть и относящийся к теме работник ЖКХ. Делаю все от себя зависящее, но не жду от книги чудесных рецептов. Чем живет «большой мир», что стоит принять как данность и почему для меня важен облик мест, мимо которых прохожу - на эти вопросы обещала ответить «Среда обитания».

    Чтение заняло у меня почти вдвое дольше обычного: было невозможно удержаться от записи интересных фактов в блокнот.
    Во первых, книга не об архитектуре, а о нейроэкономике и психогеографии - науках о взаимосвязи наших решений и самочувствия и окружающей среды. «Среда обитания» структурирует уже известную информацию по принципу «дворца памяти»: факты расходятся по комнатам, к ним привязываются изображения, поэтому мне, как начинающему путешественнику и кинолюбителю, подошла её форма.

    Большинство знает, что позы и движения влияют на настроение (улыбка - не только следствие, но и причина; поза Супермена вселяет уверенность и т.д.), но ведь дом, место работы - это не просто мебель, но и алгоритмы наших поз. Извилистые маршруты расслабляют и дезориентируют, в разнообразной среде люди лучше справляются с заданиями. Существует даже понятие фрактальной размерности пейзажей - уровня сложности, наиболее комфортного глазу. Большинство, выбирая место в кафе, сядет спиной к стене и лицом к двери. Можно поспорить, является ли это наследием предков или фильмов про шпионов, но еще одна черта поведения выходит из бессознательного. Просто дома, музея, кинотеатра уже недостаточно, развиваются технологии дополненной реальности, среда адаптируется под нужды человека, и это рождает вопрос - как мы распорядимся свободой, до какого уровня может притупиться наша способность к адаптации в погоне за удовольствием? Предполагается, что время, не потраченное на уборку, поиск нужного адреса, будет использовано на общение и обучение, но это далеко не всегда так. Агата Кристи в интервью говорила, что придумывает сюжеты за мытьем посуды, а если искать здание не перед собеседованием, а на прогулке, можно найти замечательные места.

    В книге особенно много информации о связи между скукой и смертностью. Один из видов пытки - сенсорная депривация: полная тишина, скованность, одиночная камера. На картине Ван Гога «Прогулка заключенных» голые стены окружают людей, смыкаются ловушкой (вживую впечатление еще сильнее, рекомендую сходить в ГМИИ, эта работа многое объясняет о содержании «Среды обитания»). Обезличенная среда повышает тревожность, заставляет ускорять шаг, а потеря связи с городом - это потеря ответственности. В «чужом» городе можно мусорить, ставить синие стеклянные коробки, вешать пеструю рекламу. В книге не указано, когда забор перестает быть защитой и становится тюрьмой, но задуматься стоит. Глава содержит скрытый ответ на критику «это неприменимо к моему бедному городу»: если сыпется штукатурка, зачем разводить цветник, а если и так грязь, почему бы не добавить еще?

    Когда я была в Новокузнецке, обратила внимание на массивные памятники. Под стать закрытому гористой местностью обзору, темной воде и пыли, дыму от металлургических заводов, они создают облик города, и в то же время диктуются им. Мемориал ВОВ «Венок славы» - высокий черный четырехгранный барельеф сцен военного времени. Что важно, наблюдатель должен зайти внутрь, чтобы увидеть скульптуры. Когда тебя окружают боль и хаос войны, нет мыслей о доблести, становится страшно.

    Если для кино 3D - спорное приобретение, то язык улиц - форма. Город создает нас, как скульптор, и нам не может быть всё равно, в какие руки отдаться.

    Казино и ТРЦ выгоднее, чем парк, а заказчик всегда будет требовать максимальное число этажей. И, конечно, опыты над крысами никого не переубедят. Остановившим свой выбор на книге «Среда обитания» она не даст новых идей, только дополнит доказательную базу (а в беседе с друзьями пригодятся занимательные факты). Не только разрушение бесконтрольно, прогресс тоже не остановить. «Умные дома» из роскоши рано или поздно перейдут в повседневность. Многие города уже сейчас для россиян выглядят приветом из будущего. Наиболее любопытными в книге мне кажутся размышления над понятием «свобода». Насколько мы управляем собственным телом, когда заходим в казино? Или в правительственное учреждение? В церковь? Испытываем ли мы оцепенение, стресс, благоговение, за кем остается окончательное решение и какова максимальная степень контроля извне?

    Теперь, когда я заинтересовалась темой, была бы рада увидеть усложненную книгу, с детальным разбором улиц и зданий, с фотоматериалами (их отсутствие - один из минусов издания). Аннотация гласит «автор <…> говорит о том, что надо сделать, чтобы наши жилища — не только дома, но и города — стали лучше», но секрет в том, что понятие «лучше» относительно города сомнительно (если не считать базисные вещи вроде чистоты, доступности для инвалидов, озеленения, освещения, удобства транспортной сети и т.д.), может существовать либо произвольная совокупность зданий, либо город (и уже их - множество на любой вкус). А для системных изменений книги все же недостаточно.

    P.S. Российские города - прекрасны, многие - увядающей красотой, нам есть, что смотреть и за что бороться.

    12
    200