Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вальсирующие, или Похождения чудаков

Бертран Блие

  • Аватар пользователя
    Аноним19 ноября 2010 г.

    Эта книга пропитана Францией, со своими борделями, парикмахерскими, жаренной рыбой, вином, тюрьмами, сексом. При тех же вводных в России или в Германии получился бы нравоучительный тяжкий роман, у Блие же при всей заданности и програмности (все-таки про разгар студенческих волнений конца 60-х писалось) действие пропитано гармонией.

    Главные герои смело заявляют, что «никому не делают зла», при этом крадут, бьют и насилуют на каждой странице. Однако странным образом те, кого бьют или насилуют оказываются в итоге совсем даже не против этого, а может быть в душе тайно и мечтают о таком к себе обращения.

    Все это актуализирует на подкорке романа темы господина и раба, разработанную в свое время также очень любящим получать удовольствие от жизни французом г-ном де Садом, а также темы тюрьмы и социального насилия от voi-la опять-таки француза г-на Бодрияра, посвятившего этой теме чуть ли не лучшее свое эссе.

    У французов вообще развит культ клошарства и сумасшедствия – ван гог, тулуз-лотрек, трубадуры, безумные пьеро. Противостоять социальной машине во Франции считается делом почетным. Именно этим и поначалу занимаются персонажи, из которых автор лепит романтических героев без страха и упрека, направо и налево размехивающих либо пистолетом либо членом.

    А дальше история разливается на несколько слоев.
    Конечно это роман-воспитание, про то, что герои рождены в обществе, от него и погибнут, дорожка им уже накатана
    Это и простая мораль – не плюй против ветра – в себя попадешь
    Это и библейская притча о заклании жертвы
    Это и древнегреческий миф, где судьбу не обманешь, хоть она и прикрывается простым случаем.
    Это и роман-путешествие, у которого нет конца и где герои меньше важны, чем окружающая их действительность.
    Это и экзистенциальная история о том, как добро-зло проникают в друг друга
    Это и романтчиская байка, где у героев куча любви, а сами они чуть ли не лучшие «трахальщики Франции», как они себя называют.

    Та святая бессознательность, с которой герои бросаются в новый омут не может не восторгать. Всему этому способствует великолепная, почти наркотическая в своем угаре образность, однако легкая, полная жизни, вдохновения, изумления и движения.
    Неосознанность становится в этом мире одной из главных добробедетелей, странным образом вливающаяся в библейскую мудрость «блажены нищие духом», «многие знания умножают печаль». Они не размышляют, они делают то, что в них заложено, то что в них действительно кипит и это делает их счастливыми, пускай и временно.

    Да и какой другой может быть выход в этой атмосфере затхлости, греха и разврата, встречающей персонажей начиная с их собственной семьи – кроме как закрыть глаза и бросить в собственный омут.

    9
    140