Рецензия на книгу
Sapiens. Краткая история человечества
Юваль Ной Харари
Аноним24 марта 2017 г.Никогда не думала, что меня затянет в нонфикшн настолько, что в середине рабочей недели я зачитаюсь до полчетвертого утра, а наутро на работе буду глотать кофе чашку за чашкой и вставлять в глаза спички, чтобы функционировать нормально. Автор вроде пишет очевидные вещи, которые я и так знаю, но очень ловко увязывает их друг с другом, выстраивает логические цепочки, и умеет рассказывать об антропологии увлекательно, а не занудно. Приверженец теории эволюции, он начинает с самого начала - появления первого проточеловека, - затем переходит на деление человеческого рода на разные виды (например, вы знали, что хомо сапиенс, денисов человек и неандертальцы жили не по очереди, а одновременно, просто в разных местах?), прослеживает историю цивилизаций до настоящего времени и задается вопросами о будущем. Композиционно книга выстроена, базируясь на трех революциях, через которые прошло человечество: когнитивную (когда человек научился думать и общаться), аграрную (когда человек стал рабом пшеницы) и научную, в которой мы живем до сих пор.
Автор поднимает множество вопросов, связанных с этикой, и призывает задуматься, на что мы обрекаем планету. Ведь общий вес всех людей сейчас 300 миллионов тонн, домашнего скота - около 700 млн тонн, а выживших диких животных - меньше 100 миллионов тонн. Если отодвинуть в сторону конструкции мифов, которые объединяют народы (будь то религии или идеологии, которые по сути те же религии), останутся деньги, которые не пахнут, но и развращают и делают равнодушными. Признаться, я не задумывалась о промышленном мясомолочном хозяйстве, как жутко оно устроено. Хотя меня всегда вводили в шок контактные зоопарки - чего только ушлые люди не сделают ради бабок... Однако он просто и понятно объясняет секрет успеха стран Запада, где экономика базируется на железобетонном уважении к частной собственности, независимых судах и аккуратно выплачиваемых кредитах, однако также критикует кредитную модель экономики за раздувание пузырей и того, что на десять миллионов денег в компьютере фактически банк может иметь на руках один (и если все вкладчики разом решат забрать свои деньги, то банк 100% лопнет). В последних главах автор поднимает вопрос о счастье, в том числе современного человека, и рассуждает, какой подход продуктивнее: буддистское "не делай ничего, не ожидай многого - тогда и разочарований-страданий не будет" или биохимический, как в "Дивном новом мире" Хаксли, где главное - вырабатывать гормоны счастья изнутри.
Книгу несомненно стоит давать читать старшим школьникам для понимания смысла происходящих в мире процессов. Но главная ее ценность в том, что автор не догматичен, а исповедует главный принцип современной науки: "ignoramus" - мы не знаем. Поэтому мы можем жонглировать большими числами, прослеживать паттерны, пользоваться историческим опытом, но он сам не раз подчеркивает, что находясь внутри эпохи крайне сложно посмотреть на нее извне и выбрать путь, который станет исторически и цивилизационно верным. И лично мне видится, что попытки национальных государств трепыхаться - это те самые кочки на пути прогресса, который неизбежно приведет к глобализации. И, как мне показалось, автор не заметил закольцовывание: от свободного образа жизни кочевых собирателей и охотников, которые большую часть времени проводили общаясь друг с другом, через долгие века крестьянства и потом индустриализации с потогонными заводами мы снова пришли к обществу, где люди тратят львиную долю времени на коммуникацию, сплетни, дискуссии и прочее бла-бла-бла.
616,4K