Рецензия на книгу
Франкенштейн
Мэри Шелли
Аноним24 марта 2017 г.При всем уважении к несомненно талантливой писательнице Мэри Шелли, в столь юном возрасте (18 лет), да еще и «на спор» создавшей произведение, прославившее ее в веках и ставшее одним из самых первых произведений в жанре фантастики в мировой литературе, книга не слишком впечатлила.
Конечно, интересно было ознакомиться с историей «живого трупа», созданного одним не очень порядочным ученым, раз и навсегда уяснив для себя, что Франкенштейн – это отнюдь не рукотворный монстр, а как раз его незадачливый создатель (монстр-то так и остался безымянным) и понять, в чем же первоначально состояла, собственно, суть конфликта между ученым и его творением (ведь неоднократные экранизации отнюдь не всегда соотносились с каноном). Но впечатление от книги подпортила острая неприязнь к Виктору Франкенштейну, молодому ученому, хотя и не лишенному способностей, но трусоватому, недалекому и обладающему странной логикой. Сочувствовать ему никак не получалось, потому что повел он себя по отношению к созданному им существу совершенно по-свински.
Без сомнения, безумно жаль всех пострадавших невинно, но в их гибели, на мой взгляд, виновен исключительно сам главный герой. Не смог он преодолеть неприязни к созданному им монстру, а уничтожить его сразу попросту струсил, позорно бежав. Да и потом, нарушив договор, заключенный с собственным творением, смельчаком он себя отнюдь не показал. Что мешало ему исполнить просьбу монстра о создании подруги, и с чего вдруг Виктору помстилось, что если их будет двое, они кинуться размножаться, а после уничтожат весь мир? Да с чего он решил, что это им нужно и вообще возможно? Почему ему не пришло в голову, что совершенно необязательно создавать женщину, способную к деторождению? Почему за безопасность всего мира он опасается, а за безопасность собственных близких – нет? Не гордыня ли это – решать за весь мир? А эти приступы лихорадки, каждый раз после моральных треволнений валящие Франкенштейна с ног на пару месяцев – разве это не способ уйти от неприятной действительности и избавиться от необходимости разгребать неприятности? Отвратительный персонаж.
А вот монстру сочувствовать хотелось и причин для этого масса. В конечном итоге он оказался куда совестливее и честнее своего создателя.
Но при всем этом напрягало количество сюжетных ляпов. Как «новорожденное» существо встало и побежало? Слабо верится, что подслушивая, возможно научиться говорить и даже писать. Тем более говорить так высокопарно, как это удается монстру. Да и с логикой у него не все в порядке: хочешь мстить – мсти, но самому виновнику своих несчастий, при чем тут посторонние, абсолютно в конфликте не замешанные? (Впрочем, логика у него хромает, видимо, от общения со столь же нелогичным создателем).
В общем, не потрясло. Плюс только один – теперь я знакома с первоисточником истории о рукотворном монстре.
33214