Рецензия на книгу
Сто лет одиночества
Габриэль Гарсиа Маркес
Аноним23 марта 2017 г.От рассвета и до заката
И в Колумбии есть свои герои
Южная Америка для суровых жителей нашей необъятной страны кажется далекой и непонятной. Мифология и культура южноамериканских стран представляет собой смесь европейского колорита и загадочности местных аборигенов. Поэтому мы часто улавливаем знакомые нотки в беспрерывном потоке информации об этом континенте, но они тонут в море абсолютно чуждого нам мировоззрения.
Возможно, именно поэтому из этих странных мест появляются такие, в хорошем смысле, странные авторы вроде Паоло Коэлье. Речь сегодня, разумеется не о нем, а о недавно покинувшем нас Габриэле Гарсии Маркесе, истинном гуру магического реализма.
Что нам стоит дом построить
О чем может быть главное литературное достояние Южной Америки? О свободе. Так книга называется «Сто лет одиночества», при чем здесь свобода? В главном романе Маркеса эти два понятия идут неразрывно. В книге автор рассказывает нам историю семьи Буэндиа и города Макондо, основателями которого они и являются.
В «Сто лет одиночества» двадцать глав, каждая из которых рассказывает одну из многочисленных историй Макондо. Причем в одной главе может уместиться с десяток разных рассказов и вспомнить потом с чего же глава начиналась довольно проблематично. Вообще, складывается впечатление, что сидишь где-нибудь в парке и странного вида мужичок рассказывает тебе историю города Макондо, затерявшегося где-то в глубине джунглей Амазонки и приукрашивает реальные события от чего-то пришедшими ему в голову мистическими россказнями. Даже такое страшное дело, как инцест, который тонкой красной линией пронизывает весь текст романа, подается чуть ли не в форме сказки. Вот тебе и магический реализм.
Старик начинает тебе рассказывать об экономическом росте города, как будто он является, как минимум, преподавателем экономики в каком-нибудь ВУЗе и тут же прерывается, чтобы описать процесс увеличения золота с помощью алхимической лаборатории. В «Сто лет одиночества» магия и реальность не переплетаются, а живут сами по себе, лишь иногда спотыкаясь об хвосты друг друга. Такой подход иногда пугает, иного заставляет впасть читателя в ступор, иногда удивляет, а иногда просто бьет тебя по лбу своей глупостью, не понятно как оказавшейся в такой книге.
Может быть Маркес и хотел отдалить реальность от своего произведения с помощью магии, но действительность этому помешала. Также, как когда-то и в учебниках истории, мы читаем о гражданской войне, о диктаторах, о расстреле мирных жителей. Все эти вещи в сознании более менее образованного человека не спавшего на уроках истории четко ассоциируются с Южной Америкой, где количество диктаторов на душу населения зашкаливает.
Если извечная для обоих Америк тема свободы, в основном затрагивает только город Макондо, то вторая, если не первая, проблема книги, а именно одиночество, касается каждого представителя семьи Буэндиа в определенный период времени. Глава семейства Хосе Аркадио Буэндиа в начале одинок от того, что его жажда знаний не находит отклика в душе у горожан и собственной жены. Урсула, как раз его жена, одинока из-за странного поведения мужа. Старший сын слишком рано познал женщину и все прелести отцовства, поэтому, оставив беременную в одиночестве, попросту свалил из города. Младший сын по началу одинок из-за передавшейся от отца любви к естествознанию, а потом и из-за гражданской войны. И этот список можно продолжать до конца, ведь в конце, последний потомок Хосе Аркадио Буэндиа останется в одиночестве.
Вместо послесловия
Понятно, что в книге с такой композицией произведения бесполезно выделять каких-то героев. Все они лишь наброски человеческих чувств, иногда вперемешку с сумасшедшей тягой автора ко всему магическому. Они части рассвета и заката одного города. Их задача проиллюстрировать историю на собственном примере, а не влюбить в себя читателя. И со своей задачей они справляются на все сто.Воспринимать героев как личностей мешает и страсть Маркеса к изложению. Чтобы найти хотя бы один приличный (по размерам, не по качеству) диалог в книге придется постараться. Маркес дает нам понять, эта книга не о людях, она об одиночестве во многих ее проявлениях. Не все будут воспринимать данный подход положительно, но все, что делают «Сто лет одиночества» такой уникальной книгой далеко не шаблонно. Это надо понимать. Правда, чтобы понять автора и его боль по угнетаемому народу нужно хоть некоторыми чертами характера походить на этот народ. Да, у книги есть мировое признание, но прочувствовать ее сможет далеко не каждый и дело здесь ни в образовании, ни в воспитании, ни даже в мировоззрении. Дело в генах.
Итог
Если вы прочитаете «Сто лет одиночества» и ничего не почувствуете, то это не страшно. Можете спокойно убрать книгу на полку и говорить знакомым, что вы читали Маркеса, вы молодец. Но если вы ее прочитали и при этом что-то чувствовали, то я вам завидую.
482