Рецензия на книгу
Пассажир
Жан-Кристоф Гранже
Аноним22 марта 2017 г.СИНДРОМ «ПАССАЖИР БЕЗ БАГАЖА»: ПРАВДА ИЛИ ВЫМЫСЕЛ?Жан-Кристоф Гранже разворачивает события романа вокруг странного психического заболевания (расстройства), которое именует синдромом «пассажир без багажа». Этот авторский ход оказался удачным, поскольку в психиатрии истории о людях, потерявших память, а потом придумавших себе новую личность, известны давно.
В науке данное расстройство называют диссоциативной фугой (от лат. fuga – «бегство»). Согласно статистике порядка 0,2% людей страдают подобным заболеванием, то есть примерно два человека из 1000 могут однажды выйти из дома и забыть, кто они есть на самом деле.
Кстати, по ходу чтения романа читателю становится понятно, что автор хорошо подготовился по теме диссоциативной фуги. Вот как сам Гранже описывает синдром в романе:
Иногда случается, что человек, перенесший сильнейший стресс или переживший шок, сворачивает за угол улицы и вдруг теряет память. Впоследствии ему начинает казаться, что он что-то такое вспоминает, но в действительности он создаёт себе новую личность и сочиняет новое прошлое, лишь бы не возвращаться мыслями к тому, что с ним произошло в реальности. Это своего рода бегство, но как бы бегство внутрь себя.Стоит добавить, что характеристика заболевания представлена писателем достаточно чётко. Во-первых, диссоциативная фуга чаще всего возникает вследствие сильнейшего психического потрясения. Во-вторых, человек действительно забывает информацию о том, кто он, где живёт, кем работает и т.п., то есть срабатывает механизм защиты личности, позволяющий спрятать существующие проблемы далеко внутри себя. В-третьих, мозг страдающего внезапной потерей памяти человека начинает творить новую личность, которая живёт совершенно другой жизнью, отличной от жизни реальной личности, получившей психологическую травму.
Однако Гранже не совсем точен. Так, большинство беглецов либо просто теряют память, не замещая свою личность новой, либо путано рассказывают выдуманные биографии таким образом, что даже самый доверчивый человек заметит несостыковки в фактах и событиях. Кроме того, продолжительность диссоциативной фуги варьируется от пары часов до нескольких месяцев (не лет!). Также важно добавить, что количество созданных личностей обычно не превышает одной-двух, поэтому принцип матрёшки, при котором от последней выдуманной личности необходимо добраться до центральной (самой маленькой матрёшки) является, скорее, авторской выдумкой (или художественным приёмом – называйте, как хотите), чем правдой.
РОМАН-ЛАБИРИНТ: СКОЛЬКО КРУГОВ НАДО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ РАЗОБРАТЬСЯ?Как выяснилось, автор любит загадки. Жан-Кристоф Гранже так умело пудрит мозги своим читателям, что невольно восхищаешься талантом писателя. От самого начала художественного лабиринта я следовала по хитросплетённым сюжетным линиям романа, не замечая подвохов. И мне это нравилось, честное слово.
Между тем, чтобы попасть на новый виток (уровень) лабиринта Гранже использовал, мягко говоря, примитивные приёмчики. То главный герой СЛУЧАЙНО встретит человека, который его узнает. То один из персонажей СЛУЧАЙНО нападёт на новый след. И подобных случайностей – тьма-тьмущая!
Но больше всего меня убила (ну, или почти) последняя сцена, в которой убийца объясняет жертве, зачем он совершил свои злодеяния. Господа, это не просто банально, но и пошло.
Также со мной осталась совершенно противоречивые чувства по поводу любовной линии романа. Какая-то она скучная и предсказуемая. И для романа это не есть плюс.
В общем, лабиринт оказался не таким интересным, как хотелось бы.
П.С. Пожалуйста, не смотрите сериал по этой книге. Он отвратителен.
26386