Рецензия на книгу
Пять повестей
Джон Фаулз
Аноним22 марта 2017 г.Неважно, из чего мы строим свою башню, из слоновой кости (снобы) или чёрного дерева (снобы в авангарде искусства), смысл всё равно один: кругом все так себе с ориентацией, а я среди них Д'Артаньян в белом плащике стою чистенький и красивый, маглы, жалкие букашки, видеть вас не хочу в своей песочнице. Первоначально Фаулз не планировал называть свои пять повестей именно так и придумал им более прозаический заголовок "Вариации", однако потом заметил, что все эти вариации на одну и ту же тему, те же яйца, простите, башни, только в профиль и из другого материала. Тем более, что заглавная повесть с таким же названием — это тоже вариация более ранней и более жирной "башни" из романа "Волхв", параллель с которым только не читавший "Волхва" не заметит, но и для них Фаулз сделал пасхалочку, встроив собственный роман (точнее, томик с этим романом, а не абстрактный роман, как таковой) в повествование "Башни из чёрного дерева".
Фаулз как будто страдает биполярным расстройством. С одной стороны он маниакально любит прятаться в пресловутой башне и презрительно взирать оттуда на бренных людишек, подробно комментируя собственные творения, с другой стороны, он частенько над этим иронизирует и показывает творца в башне ошибающимся клоуном. Впрочем, как и во многом другом у Фаулза, в "Башне из чёрного дерева" маловато однозначных ответов. Разве что "любить двух бабцов круче, чем только одну", правда, не всем мужикам везёт, как "Элидюку", где обманутая жена настолько проникается любовным пылом мужа, что добровольно сбегает в монастырь, дабы не препятствовать великому фрилаву. Как мне показалось, Фаулз упорно даёт нам понять, что творцы не всегда властны над собственными творениями, они не всесильны и уж точно не боги. А самое главное, что они не всезнающи, поэтому не могут знать до последнего дуновения ветерка весь мир, мотивацию персонажей и причины цвета занавесок в комнате мамы главного героя. Если одной и той же вещи может быть дано пять объяснений, пять вариаций, пять точек зрения с равной аргументацией, то все они будут верными и автор не имеет права говорить, что ну уж вот эта точно правильная, а все остальные — ерунда собачья. И не только автор не имеет права так говорить, но и любой читатель. Если идея появляется в голове читателя, который, как ни крути, сотворец автора и без него все эти книги — просто буквы на листках бумаги в ящике стола, то она имеет право на существование. С оговоркой, правда, что она не должна быть идиотской и недоказуемой, но это такая оговорка, которую нужно делать только для совсем уж буквоедов и дурачков, которые вдруг могут ляпнуть, что Фаулз писал про украинский конфликт или метафорически показал размножение африканской ласточки.
562,3K