Рецензия на книгу
Гроздья гнева
Джон Стейнбек
Penny_Lane19 марта 2017 г.Масштабное полотно Стейнбека о временах Великой Депрессии в Америке как никогда актуально как отрезвляющее чтение в наше время.
Стейнбек сделал большое дело, написав свой роман-эпопею, запечатлев в нем нравы и судьбы людей 30-х годов на фоне тяжелых исторических событий Америки. Такое же большое дело когда-то сделали для России Шолохов («Тихий Дон») и Пастернак («Доктор Живаго»). Толстой в «Войне и мире» навсегда законсервировал для нас время первой Великой Отечественной, упрятав его в два великих тома, по которым мы и сейчас можем узнать каким было русское общество в эпоху войн против Наполеона в 1805—1812 годах. Как и Ремарк и Хэмингуэй для своего потерянного поколения после войны. Такие писатели были у каждой страны, оставившие память о ней на страницах своих важных, грандиозных книг, великих романов о её народе.Оклахома, 30-е годы. Мелкие арендаторы вынуждены покинуть свои земли, на которых они жили из поколения в поколение, выращивая хлопок. Земля истощена, урожаи погибли. Истинные владельцы земли — банки и корпорации, переводят поля на механическую обработку тракторами, исходя из соображений экономической выгоды. А тысячи семей, разоренные и насильно выкинутые из своих домов, поверив в яркие листовки, призывающие людей переезжать в Калифорнию на сборы урожая, бросают всё и целыми семьями едут на запад страны. Ни встреча в пути людей, которые рассказывают что в Калифорнии голод и нет работы, ни вид тысяч таких же семей, рвущихся в одну с ними сторону, не останавливает семью Джоудов от бессмысленной и убийственной поездки через всю страну. Наивная вера людей в то, что где-то будет лучше чем дома, и непонимание экономических процессов, происходящих в стране, приведёт их всех к голоду и смерти.
Не все у Стейнбека получилось идеально. Иногда роман похож на зарисовку, ему не хватило объема и глубины, а если бы была написана вторая часть, второй том, и фокус в нем сместился бы с одной семьи на жизнь переселенцев вообще, то "Гроздья гнева" получились бы настоящей эпопеей о Великой Депрессии. Не смотря на яркую финальную сцену, мне чего-то не хватило в истории, а пустота после финала и оставшиеся чувство безысходности не заменят желания испытать катарсис, который как выдох после затяжного погружения в страдания людей, жутко необходим для подобных произведений.Так принято говорить о многих классических книгах: «актуальные как никогда проблемы, поднятые автором», но в случае со Стейнбеком я вижу одну отличную, пугающую лично меня параллель с нашим временем. Это сцены с сжигаемыми урожаями фруктов, когда некие экономические соображения заставляют
сраных капиталистоввладельцев ферм сбрасывать сочные, созревшие апельсины в ямы на глазах у голодающих людей. А чтобы они не пытались выкрасть фрукты, их обливают керосином. Ну прямо как у нас в России, когда свежие, хорошие молочные продукты давят бульдозерами назло европейским странам (наверное еще и со злобынм смехом и криками "да не доставайся же ты никому!"). Инициативы вроде раздачи санкционки в детские дома не находят поддержки у нашего правительства, что совсем не удивляет меня — «сытый голодного не разумеет». Что в Америке 30-х годов никто не думал о голодающих людях, что сейчас в России второго десятилетия 20 века никто о людях не думает. И никто и никогда не будет думать о людях, ни капиталисты, ни социалисты, ни коммунисты. При всех существующих строях голодали отдельные группы людей, всегда в этом мире правили большие люди и большие деньги (или большие идеи больших людей), а о маленьких людях и их бедах не думают те, кто высоко забрался.
Но, в общем, я уже отошла от темы романа. А может и не совсем. Потому что социальное неравенство в годы бедствий, отношения между людьми, зарождающаяся разобщающая людей ненависть к власти и к друг другу — это и есть Идея романа Стейнбека. Очень актуально для современного мира, где нищие, бросившие всё сирийцы переплывают на дырявых плотах в сытую Европу, а мы удивляемся, как им не страшно и как их много набилось на эти ржавые судёнышки. Мы практически как калифорнийцы в романе, говорим «Я бы никогда не поехал на этом ржавом корыте через пустыню, потому что мы то понимаем что это смерть, а эти оки, ну хуже гориллы, тупы и ничего не понимают, и едут же в пустыню». Мы видим по телевизору, что беженцы живут в нечеловеческих условиях в палаточных лагерях, также как оки жили в Гувервиллях — самовозведённых палаточных лагеряхиз говна и палок, в антисанитарных, унижающих человеческое достоинство условиях. Прошло сто лет, а власти так и не придумали, как решать подобные проблемы, а люди, местные, сытые граждане, также как и сто лет назад моментально пропитываются ненавистью к беженцам и перестают видеть то, что нас, как людей объединяет, а заостряют внимание на том, что нас разъединяет.
«Гроздья гнева» — это отличное остросоциальное произведение, после которого еще долго можно в рецензии рассуждать на тему того, почему ничего не было сделано правительством для поддержки граждан, почему фермеры не уезжали в другие штаты, почему не объединялись; порассуждать о том, что и у коммунистов был в то же время великий голод и экономический кризис, можно задуматься о причинах всех этих явлений и пойти искать литературу по этим вопросам. По моему мнению, это и есть хорошая литература, которая не бросает тебя после последнего перевернутого листа, она помогает тебе открыть целый ворох проблем, заинтересовать тебя ими и заставить исследовать поставленные ею вопросы. Как раз сейчас я читаю биографию клана Кеннеди, где основатель клана, отец будущего президента, Джозеф Кеннеди, поднялся и заработал свои миллионы долларов в годы до и во время Великой Депрессии, и даже, если верить некоторым теориям, послужил одной из причин банковского кризиса, породившего сильнейший экономический спад в стране. Вместе с «Гроздями гнева» у меня получился обширный взгляд на Американскую Депрессию с двух противоположных сторон: с точки зрения миллионеров и с точки зрения нищих людей. Следующей книгой после Клана Кеннеди станет Айн Рэнд с её одой капитализму, на которой я думаю закончить путешествие по американской истории и литературе.9126