Рецензия на книгу
Бегущий в Лабиринте. Испытание огнем. Лекарство от смерти
Джеймс Дэшнер
Аноним18 марта 2017 г.Как-то мимо меня прошли все эти подростковые антиутопии, хотя в прошлом году вокруг них шёл большой ажиотаж. "Бегущий в Лабиринте", как по мне, вовсе затерялся на фоне "Голодных игр" и "Дивергента", наверное, именно поэтому я и решила прочитать эту книгу. Ещё одной причиной стало то, что я абсолютно ничего не знала о сюжете, отчего читать было интереснее всего и отчего я сейчас пребываю в состоянии, очень похожем на разочарование, хотя я сама ещё толком не разобралась.
Первое, что мне бросилось в глаза при чтении — это обилие жаргонных фраз и скудный словарный запас автора, а также большое пренебрежение портретами персонажей. Вот лично для меня, что Алби, что Ньют казались копиями друг друга, я вообще не видела различия между ними (не считая, правда того, что Алби был афроамериканцем). Для первой части это были единственные минусы.
Мне было безумно интересно наблюдать за постепенно всплывающими воспоминаниями Томаса, хотя сам он мне не симпатизировал, какой-то он обычный. Несмотря на то, что все глэйдеры должны быть мега-избранными, лично мне показалось, что они самые обычные подростки.
Поведение многих героев казалось неуместным, то они слишком спокойные, когда нужно, по-идее, испытывать бурю эмоций (Тереза показалась мне такой, когда они бежали из Лабиринта), то наоборот — неуместная злоба и язвительность (Минхо).
Но это ещё пол беды, в основном меня разочаровало вот что:
Во-первых, слишком много фоновых абсолютно ненужных персонажей, которых, о как удобно!, рубили направо и налево "злодеи". Это было настолько ненатурально, что в итоге я ещё когда первую часть читала, уже пару раз негодовала, хотя тогда мне ещё всё нравилось. У меня большой вопрос к автору: зачем, вот ну зачем, нужна была группа "B" во главе с этим совершенно картонный и не прописанным Эрисом? Вот как только он появился, сразу какая-то дичь началась, по-сути, они вообще никакой роли не играют. Тот же вопрос у меня по поводу Хорхе. Да, конечно, он пилот все дела, пару раз пригодился, но потом его отводят настолько на задний план, что в самом конце книги о нем даже словечка сказано не было. Зачем тогда его было так пафосно выводить на главный экран? Кстати об этом...
Во-вторых, ничем не обоснованная смена характеров героев. В начале они вели себя так, а буквально через пару страниц это уже чуть ли не другие персонажи. Яркий пример этому Хорхе. Как только он появился, это был слегка долбанутый, вспыльчивый и пафосный гловарь местных шизов, но к середине третьей книги это какой-то забитый дядечка пилот. Куда подевалась его запальчивость? Да, конечно, он работал на ПОРОК и, возможно, слегка притворялся ( как говорила Бренда о своём поведении), но блин, это слишком разительная перемена в поведении, либо он великолепный актёр, либо Дэшнер не умеет обращаться со своими персонажами.
В-третьих, хоть я уже и говорила об этом, неувязка поведения героев с их возрастом. Парням по 16-17 лет, а ведут они себя как дети 13 лет, и то же касается взрослых, потому что парой там невозможно понять, перед тобой ребёнок или взрослый человек. Вот честно, до середины третьей книги я думала, что Хорхе это подросток. Этот непонятный жаргон, который автор пихал всем в диалоги, ещё больше запутывал. Те же наёмники, как они разговаривают? Как подростки, от того и не выглядят взрослыми, хотя камон, их же всё время эти же глэйдеры заваливали в рукопашную, хотя, по-идее, это специально обученные бойцы. Даже несмотря на то, что Винс говорил, будто они без оружия ни на что не годятся, всё равно это взрослые люди и я не думаю, что обычные подростки способны их завалить с пол пинка. ( Что, собственно, и происходит. Какая ирония)
В-четвёртых, это вопросы, на которые автор даёт неполные ответы. Вроде бы, нам объяснили, зачем ПОРОКу это всё нужно, но это не звучит обоснованно. Допустим, они собирают реакции, окей, но как это поможет с лекарством? Как поможет мозг Томаса на финальном испытании? Этого я вообще не поняла. Зачем было засылать Бренду и Хорхе в Жаровню? Чтобы они помогли? А чем они помогли? К слову, нам так и не сказали, почему Томас раньше работал на ПОРОК и вообще всё их прошлое с Терезой. Эти его воспоминания абсолютно ничего не раскрыли, ничем не помогли. Но сам герой к концу книги был такой прошаренный, как будто ему память полностью восстановили.
И последнее, что меня больше всего взбесило при чтении, это поведение Дженсона. В конце третьей книги. К чему была его бессмысленная погоня за Томасом? Каким образом он собирался изучать его мозг, когда всё вокруг разрушено и захвачено Правой рукой. Окей, давайте остановимся на том, что у него поехала крыша и он шиз. Тогда напрашивается вопрос, какого фига ему помогали в этом наёмники? Какая у них мотивация? Его поведение было совершенно неподдающемся смыслу, словно его автор запустил как последнего "злодея", чтобы добавить драмы в конце (это я про беспощадно слитую Терезу).
Я до последнего думала, что всё было запланировано ПОРОКом и в конце последней книги они такие выходят во главе с Авой Пэйдж и радостно произносят: "Матрица собрана, лекарство готово, мир спасён!". Потому что начиная с того момента, как парни отказались восстанавливать память, я потеряла смысл в их поведении. Вот серьёзно, чего они добивались?
Что ж, побомбило меня и хватит. Теперь о том, что понравилось.
Больше всего меня впечатлила болезнь, придуманная автором. Вспышка. Её влияние на мозг человека, его последующая деградация и, наконец, превращение в совершенное животное, с маленькими проблесками разума. Погоня за Брендой и Томасом была очень красочной, а шизы там смотрелись действительно жутко, одно " Сунул нос в чужой вопрос. Отхватили — как не рос" многого стоит. Вроде человек, говорить может, а ведёт себя совершенно дико. Вот это я понимаю, болезнь! (То что с ними сделали в фильме меня глубоко печалит...). Единственная эмоциональная смерть, для меня, это Ньют. Вот это было действительно эпично.
Подводя итог хочу сказать, что книга могла бы получиться намного, намного лучше. Это уже второй раз, когда я читаю трилогию и думаю: "Когда же это закончится?!" Читаешь уже только от того, чтобы узнать (и посмеяться), чем всё кончится. Что в "Тёмных началах" Пулмана, что здесь — очень интересная, неплохая и интригующая первая часть, бросающая много вопросов и не дающая никаких ответов, и последующие две другие, весьма посредственные и полные нелогичностей, с слитой концовкой а-ля "наступает новая жизнь".
P.S. Ещё меня сбивала с толку Ава Пэйдж, потому что как персонаж, она напрямую ни разу не появилась в книге. Эти её отчёты и записочка Томасу совершенно не раскрыли ее, хотя по-идее она же там главный босс, злодей (что кстати спорно). Почему она помогла ему? Откуда в ней проснулось это сочувствие? Зачем она вообще нужна была? Логичней было бы сделать Дженсона главным, ведь он там таким и выглядел, а она ... В общем, я не поняла, зачем нужна была эта тётка.229