Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Clockwork Angel

Cassandra Clare

  • Аватар пользователя
    Аноним14 ноября 2010 г.
    It isn't against the Law to be an idiot.
    Cassandra Clare, "Clockwork Angel"


    В Лондоне Викторианской эпохи разворачиваются странные события. Тэсса Грей приезжает в столицу Британской Империи из Америки, где до недавних пор она жила с братом Натаниэлем (внезамно рванувшим на берега Туманного Альбиона) и тётей, почившей не так давно. Получив от брата по почте билет на пароход, Тэсса решает: почему бы нет? - и отправляется в Британию. Там она попадает в руки загадочных Темных Сестер и понимает, что она - не совсем человек. Единственная вещь, которая напоминает ей о том, что когда-то девушка жила нормальной жизнью - ангел с часовым механизмом, которого она носит как украшение, доставшееся умершей от матери.

    Естественно, здесь не обошлось без вампиров, варлоков и шэдоухантеров. А заодно и краткого экскурса в историю семей Лайтвудов, Вэйландов, Карстейрсов, Лавлейсов и прочих Герондэйлов (все мы помним, наверное, эти фамилии с тех времен, когда Клэри шагала по кладбищу возле Аликанте).

    Сейчас, я смотрю, невероятно модно писать/снимать приквеллы к популярным историям, прошедшим читательское одобрение. И это, конечно, неплохо, но несколько напрягает факт того, что, если решишь читать с приквелла, то испортишь себе сюрприз в основной серии.

    Далее по существу. В общем-то, морально я была готова к тому, что книга дикого восторга не вызовет. Потому что с City of Bones было то же самое. Зато когда дело дошло жо второй и третьей книги, оторваться было невозможно. Так что смею предположить, что дальше Касси пойдет по накатанной схеме и заставит нас нервно грызть ногти и глотать книги за день. Пока же снова долгое вступление, расстановка акцентов и несколько нудные сцены из быта шэдоухантеров. Снова запретная любовь, предательство, ревность, одиночество, манипуляции. Напоминает все ту же City of Bones со товарищи, так что очень хочется надеяться, что дальше сюжет исвернется под каким-нибудь новым углом, а то старые истории на новый лад (или новые - на старый?) начинают раздражать. Далее пройдемся по персонажам.

    Уильям Герондэйл. Кажется, характер передается по наследству. Хотя, надо признать, в Джейсе сволочизм и самобичевание присутствуют в меньшей пропорции, нежели в его предке, который прямо-таки из кожи вон лезет, только бы показать, какой он плохой, и как все должны его ненавидеть. Попутно скрывает какой-то Страшный Секрет, который читателям (естественно!) пока не разглашается, но на который вполне так недвусмысленно намекается (да, беда у Касси с тонкими намеками - видимо, в Америке живут куда большие тугодумы, нежели у нас). Почему Уилл упорно лезет на рожон, делает вид, что ему ни до кого и ни до чего нет дела, врет про пьянки-гулянки и периодически глядит на мир Большими Грустными Глазами. Deja vu.

    Тереса Грей. Девушка, хоть и прибывшая в Британию из шумного Нью Йорка, периодически демонстрирует потрясающую наивность девушки из провинции. Или это считается хорошими манерами? Наивная, упертая, мечтательная. Считается главной героиней. Вот хоть она и главная, и сюжет вокруг нее завязан (и вокруг того, что, кажется, не то, что она сама, но никто вокруг не знает, что есть Тэсса на самом деле), но сказать о ней особенно нечего. Обычная такая среднестатистическая героиня подобной литературы. Персонаж получился странный, сопереживать ей у меня лично не получилось категорически - ну не зацепила она меня. Много беготни, много шума, мало толку.

    Джеймс Карстейрс. Вот Джем оказался настоящим подарком! Не знаю, так ли уж было задумано или нет, но чувств и эмоций он вызывает гораздо больше, чем оба главных героя, вместе взятые. Спокойный, рассудительный, со своим скелетом в шкафу и грустной, но не "сопливой" историей. Обладает тем, что называется здравым смыслом (хотя некоторые упорно путают его с мудростью). Когда нужно - проявляет эмоции, да еще какие! Вот и задумаешься волей-неволей, что скрывается в душе внешне спокойного мальчика. И если в Mortal Instruments периодически хотелось погладить по голове и утешить Джейса, то в этой книге его место прочно занял Джем (да еще и волосы серебряные! И глаза). Правда, еще кое-кому хочется внушить пару интересных мыслей на этот счет, но, как обычно, всегда страдают "хорошие парни". И вот уж если за кого и переживаешь, чтобы все было хорошо, так это за него. Но, кажется, хорошо не будет.

    Шарлотта и Генри Брэнвелл.
    Семейная пара, руководящая Институтом в Лондоне; причем назначил их на этот пост лично консул Вейланд. Шарлотта здесь - этакая "всеобщая мама", следящая за всеми этими детьми, ошивающимися в Институте (хотя самой ей всего 23 года). Муж ее - слегка безумный изобретатель, чьи творения периодически (и не периодически) вытворяют то, чего от них совсем не ожидают. Бедного Генри в книге совсем заклевали и времени ему выделили всего ничего.

    Джесамин Лавлейс. Несмотря на то, что этот персонаж, видимо, должен был раздражать, больше он вызвал жалость. Вполне можно понять девушку конца девятнадцатого века, которой не хочется бегать по крышам и подворотням в мужской одежде с мечом наперевес и охотиться на демонов. Можно понять ее желание притвориться, что этого мира не существует. Можно понять то отчаяние, с которым она хочет вырваться из Института и забыть о всей этой крови, боли и потерях, как о страшном сне. Да, она эгоистична, нетактична, прямолинейна и иногда откровенно груба, но я все-таки склонна предположить, что это защитная реакция.

    А еще здесь есть Магнус, да! Который всегда в своем репертуаре: саркастичный и беззаботный на первый взгляд и в то же время тянущийся к нормальным чувствам и отношениям. Уставший от бесконечной карусели лиц.

    И вот еще что любопытно. Местный Чёрч - это тот самый Чёрч? Коты живут по 150 лет, или это просто "семейное" кошачье имя? :)

    Мельком в книге проходят отец и сын Лайтвуды (Бенедикт и Габриэль соответственно. Причем у Габриэля какие-то старые счеты с Уиллом, и они, как два петуха, постоянно пытаются поцапаться, да Джем разнимает) и Джордж Пенхаллоу. Но это все мельком, быстро, как на обзорной экскурсии.

    В общем, первая книга этой трилогии несколько раздражает своей затянутостью (иногда так и хотелось перелистнуть несколько страниц) и кучей вопросов без ответов. Главгад, традиционно, вызывает чувство недоумения, нежели страха (хотя и не является таким пришибленным на всю голову расистом, как достопамятный Валентин). Зато вот неоднократно влезающие на страницы романа "механические люди" приятно напоминают о стимпанке. Все эти шестеренки и зубчатые колеса!..

    Как таковой охоты на демонов в книге нет вообще. Один-единственный демон появляется под конец, да и то до охоты дело не доходит (банально шмякнувшаяся на пол люстра не в счет). Зато периодически нам приводятся выдержки из Кодекса шэдоухантеров, из которых по крупицам можно выдавить какую-то новую информацию. В частности, например, о том, что варлоки не могут иметь детей.

    В целом от книги осталось впечатление примерно следующее: "много шуму из ничего". Все бегают, что-то делают, вроде, куда-то спешат, но колготятся, в основном, в многострадальном Институте, который внутри явно больше, чем снаружи. Все это приправлено страданиями разных главных и не очень героев и разговорами о том, кто чего достоин.

    В общем, мое скромное мнение: пока серия выглядит слабее, чем The Mortal Instruments, и акценты в ней расставлены несколько на других вопросах (здесь гораздо больше времени выделяется чувствам и взаимоотношениям персонажей). Зато информация подается более-менее дозированно, а не выливается, как из ушата, на ни в чем не повинного читателя. Просто нужно быть готовым к тому, что книга написана немного в другом ключе, чем первая трилогия, и будет всем счастье :)

    А вообще, грустно это: сказки про шэдоухантеров временно закончились, и как теперь дожить до весны 2011 и продолжения?..

    11
    68