Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Перебои в смерти

Жозе Сарамаго

  • Аватар пользователя
    Everglow13 марта 2017 г.

    Представьте себе литературный текст.
    Где прямая речь не обособляется знаками препинания и никак не выделяется в книге.
    Где в вопросительных предложениях отсутствует должный вопросительный знак.
    Где в восклицательных предложениях нет восклицательного знака.

    Ваш внутренний филолог уже возмущен? Нет?

    Где нет заглавных букв в середине предложения.
    Где одно предложение может быть длиной в один абзац, обособленное десятью оборотами и дополнениями.
    А теперь?

    Знакомьтесь со специфической стилистикой повествования Жозе Сарамаго. Автор поистине гениален в том, что изобрел свой метод письма без привычных правил синтаксиса и пунктуации. Он смело вышел за рамки, в которые нас помещают со школьной скамьи, обучая правилам русского[любого] языка. Действия в книге описываются со свойственной писательской технике лапидарностью. Сдержанно, сухо, в форме официальных записей. В книге имеется форма диалога писателя с читателем.
    Сарамаговская манера речи уникальна. Потому заслуживает особого внимания в рецензии.

    Я впервые встречаю в книге не только такую тематику со смертью, но и подобную технику изложения в книге.
    Я удивлялась и возмущалась, затем свыклась и приняла текст таким, какой он есть. Несмотря на то, что сарамаговский текст читается тяжело, долго, местами нудно, я преодолевала каждую страницу с любопытством (не к сюжету, а к письму), действительно поражаясь автором с его идеей свободного от правил изложения. Сарамаго бросает вызов всем, кто скрупулезно соблюдает шаблонные правила и боится шагу влево ступить, чтобы случайно не выйти из зоны комфорта и перешагнуть жёсткие границы. Это заслуживает, как минимум, уважения и, как максимум, восхищения. Если с другими книгами я могу спокойно читать с музыкой в наушниках, то здесь, с завихрениями и сложностями, это не выйдет. Книга "Перебои в смерти" требует особой концентрации внимания и тишины.

    Теперь о самом содержании.


    На следующий день никто не умирает.

    Представьте себе безымянную страну - десятимиллионик с конституционной монархией. Безымянный город, где проживают безымянные люди. На утро нового года Смерть прекращает свою деятельность. Город встречает эту новость с весельем, ведь вечная жизнь - вершина блаженства, апогей счастья. Однако, оказывается, что отсутствие смерти - не такая уж и хорошая вещь. Исчезновение смерти влечёт за собой ряд последствий:
    1) Растерянность церкви. Ибо без смерти - нет идеи воскресения, а без воскресения теряют смысл все догмы, на которых зиждется религия.
    2) Возмущение похоронного бюро. Ибо если нет мертвецов, то дело бюро теряет всякий смысл и спрос.
    3) Неопределенность дома призрения.
    4) Озадаченность страховых компаний. Граждане требуют возврата страховки, так как она больше не актуальна и не нужна.
    5) Формирование преступной организации - маффии.

    Первая треть книги описывает хаос страны.

    Во второй трети книги спустя полгода отпуска Смерть возвращается. Она оповещает народ о том, что отныне люди будут как прежде умирать, но с небольшим нововведением: человек будет получать письмо-уведомление лилового цвета о визите к нему смерти через восемь дней. То есть человеку предоставляется восемь дней на то, чтобы попрощаться с жизнью, с семьёй, попросить прощения и простить. Люди по-разному реагируют: одни ударяются в религию и молятся о спасении своей души, вторые проводят последние деньки праздно и ни в чём себе не отказывая, наслаждаясь всем разнообразием жизни.

    И третья часть книга - самая необычная - о неубиваемом виолончелисте и очеловечивании смерти. Не поняла, из-за чего именно музыкант не умирал, и как смерть обрела человеческую натуру и перестала быть смертью. Тут не даётся ответов, тут одна удивительная фантастика. Видимо, книга на то и философская, что оставляет вопросы, на которые ответы приходится искать самому.

    Книга на любителя.
    Я хочу расширять свой кругозор и читать что-то новое, из-за чего и участвую во Флэшмобе. С первой книгой в рамках игры -"Перебоями в смерти" - это удалось. Не могу сказать, что мне понравилось. Не могу сказать, что мне не понравилось. Занимательная, философская вещь с нотками любимой мной психологии людей, на которую мне было не жаль потраченного времени.

    7
    73