Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Задверье

Нил Гейман

  • Аватар пользователя
    Аноним11 марта 2017 г.

    В предусловии Гейман написал, что он, работая над "Никогде", хотел сделать "Алису в стране чудес" для взрослых, а так же описать жизнь бедных и обездоленных , " тех, кто выпал из жизни", -- описать, "вооружившись волшебным зеркалом фантазии, в котором мы словно впервые видим то, что видели слишком часто, а потому не замечали".
    Сказка для взрослых, похожая на "Алису" и "Хроники Нарнии", у него получилась, но мир, описанный в книге, меня несколько огорчил. Никогде -- это подземный Лондон, базирующийся в метро, имеющий бесчисленное количество туннелей, мостов, пещер и заброшенных коморок, населённый всякой нечестью, нежитью, людьми, выпавшими из реальности (как и главный герой), и местными жителями, обладающими множеством суперспособностей от врожденных качеств профессиональных убийц до понимания языков крыс и птиц и открывания любых дверей и замков. А ещё жители Никогде (Никогденцы? Или задверцы по другому переводу? Или Neverwherians в оригинале?) могут ходить по Верхнему Лондону и их в упор не заметит население города (тогда не понятно, почему задверцы [буду их так называть] живут в Никогде и не воруют пищу, деньги и прочее у жителей Лондона прямо у них под носом). В книге есть отсылки к тому, что свои Никогде имеются и в других больших городах мира. В принципе ничего плохого, только меня как жителя маленького посёлка огорчает факт дискриминации по отношению к городкам без своего метро -- моё Никогде в канализации, что-ли, располагается? Это, конечно же, мелочи, но у меня мир Геймана вызывает меньше восхищения и желания его посетить, чем Нарния, Страна чудес (Wonderland, как и Neverwhere, звучит намного лучше,чем русский перевод названия), и Средиземье Толкиена.
    А тема обездоленных меня совсем не зацепила. Развивается она незаметно и не вызывает никакого отклика (может, только у меня?), и некоторые яркие сцены, связанные с бездомными, показались мне попросту неуместными.
    Но вот большинство персонажей "Никогде" очень интересны и запоминающиеся, они поражают своей колоритностью и харизмой. Это и мистер Круп, киллер десятого левела, интеллектуал, мастерский оратор, обожающий уничтожать уникальные глиняные скульптуры, и его друг-напарник мистер Вальдемар, глуповатый поедатель собак и голубей, и Ричард, что-то среднее между нашим Иванушкой- дурачком и Прачеттовским наивным туристом Двацветком, а также многие другие. Особенно мне понравились старый глуховатый граф, властитель(?) Лондонского метро, который поэтому и живёт в вагоне (у него даже библиотека в поезде есть), и Старина Бейли, обитающий на крыше небоскрёба, одевающийся в пальто из птичьих перьев и рассказывающий этим самым птицам анекдоты ( эта сцена -- одна из любимых в книге). Именно живые и хорошо прописанные герои вкупе с захватывающим сюжетом и совершенно удачным финалом закрывают собой все минусы произведения, отчего "Никогде" останется в моей памяти как интересный роман-сказка, не без шероховатостей, конечно, но всё же это негранёный алмаз, а не дешёвая стекляшка правильной формы.

    2
    25