Рецензия на книгу
Дьявол носит Prada
Лорен Вайсбергер
Аноним10 марта 2017 г.У кого что болит...
«На лабутенах, ах!
И в восхитительных штанах!»
«Ленинград»Лично я прочитала историю отнюдь не о закулисье модельного бизнеса, несмотря на многословные описания внешности и одежды героев. Почему? Книга настолько простенькая и пустенькая, что каждая читательница с легкостью обнаружит в ней именно те смыслы, что актуальны лично для нее. Явление того же рода, что «крайне посредственная пьеса нередко становится основой прекрасного спектакля». Хорошему режиссеру и талантливому актеру не помеха плохо прописанный характер. Напротив, пустую форму можно наполнить каким угодно содержанием. Вот и я вычленила тему, что целых несколько лет была для меня больной, – несовпадение темпераментов.
Сначала мне захотелось прочесть что-то про суровое начальство, для которого слова «выходной» и «отгул» - страшные ругательства, а любой намек на наличие у подчиненного своих собственных, не связанных с работой дел и желаний – личное оскорбление. Есть такие отрасли, в которых наверх выбиваются преимущественно фанатики. И в своем окружении эти люди хотят видеть таких же фанатиков, болеющих даже не абстрактным «общим делом», а конкретно ИХ идеями, проектами, мечтами и планами. Сумел проникнуться и стать своим человеком – отлично. Горе тебе, если продолжаешь воспринимать и позиционировать себя как наемного работника. Ты можешь сколь угодно качественно выполнять свои обязанности, успевать в отведенное время все и даже больше, но если предпочитаешь обед по расписанию и два выходных в неделю, а не в месяц, то ко двору не придешься. Проблема Андреа, главной героини романа «Дьявол носит Prada», вовсе не в лени, безынициативности, инертности и т.д. Просто она изначально не была фанаткой моды и гламура и не стремилась ею стать. Андреа хочет реализоваться как журналист, раскрыть собственные таланты, а не прислуживать капризной звезде ради одного только чувства причастности к манящему глянцевому миру рекла… ой, конечно же дорогостоящей красоты. А те пресловутые миллионы девушек, готовых на все ради места секретаря великой Миранды Пристли в великом журнале «Подиум», - это девушки принципиально иного склада, с иными ценностями и жизненными целями. Андреа же изначально пришла с установкой «я здесь временно».
Также я не могу согласиться с теми читательницами, что углядели в Энди сходство с ворчливой бабулей, для которой любой выход из дома равен подвигу. Позвольте, милые дамы, не у всех девушек энергия бьет ключом через край, шило в пятой точке и перманентная потребность прыгать выше головы, сворачивая горы. Не все рождаются холериками, кому-то надо и флегматиком-домоседом быть. Темперамент и склад характера зависят не от возраста. Кстати, ваша покорная слуга в свое время была вынуждена уйти с предыдущего места работы прежде всего из-за подобного подхода со стороны руководства. «Ты же молодая, поэтому для тебя не должно быть проблемой не поспать ночь-другую/работать без выходных и праздников/полдня мотаться по городу на общественном транспорте, еще полдня корпеть над отчетами и документацией, вечером сиять счастливой улыбкой на мероприятиях, а ночью сочинять гениальную рекламу». Никто не виноват. Не сошлись темпераментами.
Да, не все готовы пожертвовать здоровьем, нервами, силами, личным временем и отношениями с близкими ради Великого Успеха. Начинается все с мелочей: замотался на работе так, что нет сил даже ответить на сообщение, выплеснул накопившуюся усталость и раздражение на вторую половину, не находишь ни минуты для того, чтобы внимательнее посмотреть на лучшего друга и понять, насколько серьезные у него проблемы. Откладываешь на потом, а потом может быть поздно… Мне видится отнюдь не случайным тот факт, что я прочитала эту книгу после того, как посмотрела нашумевший «Ла-Ла-Лэнд». Из Андреа не вышло очередной Мии Долан, развивающейся по принципу "в начале милая, но целеустремленная девчонка из соседнего двора, в середине – уверенно вставшая на дорожку к успеху хваткая молодая особа, а в финале –дива на лабутенах, гоняющая трясущихся подчиненных за минералкой «Перье», обедом из мишленовского ресторана и молоком розового марсианского кенгуру». Энди все это представила и – не без некоторого давления со стороны родных, - предпочла остаться человеком. Выбор и мотивация героини мне понятны, поэтому отторжения она не вызывала.
Но, наверное, я все-таки менее добросердечный человек, чем Энди. Письмо юной жертвы моды, так впечатлившее героиню, мне нисколько не показалось ни добрым, ни искренним, ни трогательным. Там доминирует одно только слово «ДАЙТЕ!» Еще и срок исполнения стоит. Да-да, самая известная гламурная стерва так похожа на внебрачную дочь Деда Мороза и доброй феи. Щедрый поступок Энди в финале – вредный поступок. Ну свершилось для неведомой девицы единоразовое чудо, получила она якобы от редакции «Подиума» комплект брендовых шмоток. А дальше? Вряд ли этакое чудо сподвигнет просительницу лучше учиться – искать интересную работу – развиваться интеллектуально – зарабатывать премии, дабы с чистой совестью и полным правом позволять себе приятные и красивые бонусы. Скорее через год-другой-третий в офис Миранды Пристли придет еще одно письмо. Примерно такого содержания: «Дорогая Миранда, спасибо тебе за то чудесное платье. Хотя посылка запоздала и я получила наряд уже после того, как выпускной бал прошел, но мне ли не знать, как сильно ты занята. Я понимаю тебя, а ты понимаешь меня, ведь так? Поэтому прошу, умоляю: пришли мне к такому-то числу свадебное платье из новой коллекции Веры Вонг, сумочку Шанель белого цвета, туфли Джимми Чу и обручальные кольца Картье. Я выхожу замуж, но мой жених работает слесарем в автосервисе и не может купить наряд моей мечты».
Кстати, о продакт плайсмент. Вопреки названию, вещи от Прада упоминались редко. Правильнее было бы назвать «Дьявол носит шарф «Гермес», а секретарш пытает босоножками Джимми Чу».
Итог: колебалась, какую оценку дать: три звездочки или четыре. Все-таки три, потому что книга, как ни крути, одноразовая и легковесная. Но попытку Лорен Вайсбергер вложить некую мораль и идею засчитываю.
2133