Рецензия на книгу
Сердца трех
Джек Лондон
GothyNothy10 марта 2017 г.Первая мысль после прочтения: и этот роман родился из сценария к фильму? Да тут же на целый сериал хватит! Если бы идея подобной книги появилась в наше время, на прилавках магазинов непременно лежала бы трилогия. Но «Сердцам трех» суждено было уместиться на страницах одного тома, хотя фантазия у авторов оказалась бездонной, а сил остановиться вовремя не нашлось, и в этом, на мой взгляд, основная проблема. Герои, как заводные, носятся чуть ли не по всей Панаме в поисках то пиратского клада, то золота майя. Их перемещения хаотичны и обильно приправлены множеством «мелочей»: тут и семейные тайны, и вновь обретенные родственники, обман и предательство, беззаконие и самоуправство, трусость и героизм, любовные многоугольники, фанатики и рабы, преследователи и преследуемые и проч., и проч. Здесь кипят испанские страсти, от которых голова идет кругом, а кусты трещат от спрятанных в них роялей. И вот, в какой-то момент, понимаешь: герои мчатся вперед уже по инерции, потому что иначе не могут они, потому что иначе не может автор.
Сами же персонажи, как на подбор, либо хорошие, либо плохие – распространенная болезнь жанра. Такие романы, как «Сердца трех», создаются не для философских размышлений и нравственных метаний (хотя и без них не обходится). Это приключенческая литература, и главные герои здесь – приключения, люди же – персонажи второстепенные. Вместо внешности – поступки, вместо характеров – штампы.
Молодые Морганы похожи не только внешне. Признаться, я вообще долгое время путала их. То и дело приходилось останавливаться и вспоминать: «Так, Генри – это который?..». Такие разные в корне – привыкший в спокойной, роскошной жизни Френсис и «взрывной» искатель приключений Генри, – отчего-то они легко и не всегда правдоподобно меняются ролями спасителя и спасаемого. Словно всю жизнь только и делали, что вытаскивали друг друга из неприятностей. Впрочем, нет, поначалу Френсис активно сорит деньгами, как и подобает наследнику немалого состояния. Но деньги быстро заканчиваются, и вот он уже «один из» героев.
Леонсия – англичанка по происхождению, испанка по духу. Красивая, импульсивная, ревнивая. Объект воздыхания нескольких мужчин, она и сама разрывается между двумя. То, что доктор прописал.
Торрес – классический антигерой. Подлый, коварный, готовый пойти на все, ради достижения цели.
Более ли менее внятно прописанным персонажем оказалась королева. Такая противоречивая, кровожадная и слабая одновременно. Да и та, встав между Френсисом и Леонсией, оказалась лишь помехой повествованию, видимо, поэтому убирали ее на скорую руку, словно какого-то третьестепенного героя.
Об остальных и сказать нечего. Они – лишь фон, массовка.
В «Предисловии» Лондон утверждает, что гордится романом. Поначалу такое смелое заявление удивило – на мой вкус есть у него вещи сильнее. С другой стороны, поводы для этого имеются, ведь «Сердца трех» – результат грандиозного эксперимента. Это сегодня мы нередко видим на полках магазинов книги по фильмам, но тогда сценарий, превращенный в полноценное произведение, был делом неслыханным. Не стоит забывать также, что над книгой работал не слаженный дуэт, а два самостоятельных автора: сценарист и романист. Пока один делил действие на сцены и в каждую старательно напихивал как можно больше «экшна», второму приходилось наполнять смыслом бесконечные «изобразить» и при этом, видимо, не выйти за рамки разумного объема. В итоге перед нами работа, созданная в сумасшедших условиях. Не выдающаяся, порой торопливая и смазанная, но явно заслуживающая внимания. Особенно, если вам лет 12-14.
7109