Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The God of Small Things

Арундати Рой

  • Аватар пользователя
    Victorica10 марта 2017 г.

    «Будь готовым к тому, чтобы быть готовым к тому, чтобы быть готовым».


    Я очень рада, что «Бог мелочей» оказался книгой не про яркокрасочную лубочную Индию. Где круглолицые женщины, задрапировав крутые бедра складками цветных сари, зажигательно танцуют и поют, звеня массивными золотыми браслетами на руках и ногах, а полноватые мужчины с черными как смоль усами спасают всех униженных и оскорбленных, сражая нечеловеческими ударами наотмашь всех злодеев разом. Такая Индия мне не нравилась даже на пике своей популярности. Арундати Рой неторопливо, мелкими штрихами и сочными метафорами, случайными зарисовками и отступлениями создает богатое полотно со сложным узором резких контрастов, парадоксов, условностей жизни страны с непростой историей, запутанной культурой и многослойной ментальностью. Да, это во всех отношениях нестерильная Индия: с лицемерным отношением к семье, детям, женщине; с очень глубокой стратификацией общества и прежде всего в головах; с попытками ломать традиции с топором в руках и закусив удила; чудовищными предрассудками и скорой расправой; с грязной водой и нечистой едой; с вечными проблемами пищеварения и невыносимой жарой; с огромным воняющим населением, страдающим от нищеты и болезней. Это книга о неприятной Индии, но, вот странность, она подвинула меня к этой стране чуточку ближе.

    Сама история трагедии, повлекшая за собой крах одной семьи, оказалась совсем не хитрой – она разгадывается читателем легко и непринужденно уже в первых пятидесяти страницах романа. Другое дело, что неторопливое ее развертывание, со множеством отступлений, флэшбэков и обратных перспектив, оживляет героев, усложняя мотивацию их поступков, углубляя их характеры, подчас добавляя им гадости. И, несмотря на то, что в абсолютно подавляющем большинстве своем герои не блещут широтой души и благородством поступков, мотивацию всех их понять можно. Понятны гордость за доброе имя и безграничная любовь к сыну Маммачи; понятны эгоизм и двоемыслие Чакко; понятны и скользкая мораль товарища Пиллея, и зависть близнецов к Софи-моль, которую изначально все любят, и глухую ярость Маргарет-кочаммы; даже источаемый яд с виду такой безвредной Крошки-кочаммы понятен. Лишь Амму оказалась для меня где-то далеко за гранью. Я никогда не понимала женщин (а такой сорт существует не только в кастовой Индии, он вполне себе успешно обитает и в благополучном европейском мире), которые живут, руководствуясь принципом «патамушта так хачу» и которые за краткие ночи сомнительного удовольствия не раздумывая положат на алтарь все: и себя, и свое доброе имя (хотя какое там?), и семью, и детей, и будущее. В ее случае еще и в стране, где обладательница пяти мужей-царей, готовых омыть ее волосы в крови обидчиков, Драупади осталась лишь на страницах легендарного эпоса. Кому-то, вероятно, такое поведение покажется ужасно романтичным, но это вопрос моральных ценностей – я считаю, что есть вещи гораздо выше и важнее животных инстинктов.

    Думаю, эта книга может или нравиться или отвращать, причем случится это буквально с первых пятидесяти страниц. Я оказалась в числе первых, проникшихся историей об огромном хаосе, внезапно сорвавшем с места маленькие пылинки и увлекшим их в свой непредсказуемый и беспощадный водоворот.

    7
    184