Рецензия на книгу
Passagier 23
Sebastian Fitzek
Аноним8 марта 2017 г.В общем и целом, это немецкий Гранже. Плохо это или хорошо - решайте сами. Мне скорее плохо. Ниже будет много спойлеров, обосновывающих это утверждение, так что beware.
Сюжет книги построен вокруг городской легенды о 23 пассажире, на который намазали немного триллера и такого еле-еле душа в теле шок-контента. Есть круизный лайнер, на нем появляются и пропадают пассажиры, есть травмированный жизнью главный герой с личным интересом разобраться в происходящем - что может пойти не так?
Почти все.
Теперь по пунктам.
1) Стиль и манера изложения
Книга написана очень мелкими, рубленными главами, перескакивающими от одного героя к другому. Сперва кажется, что это неплохая находка для поддержания бодрого темпа истории. Но потом героев оказывается достаточно много и такая техника начинает раздражать. Воу-воу, парень, я еще к этому персонажу не проникся эмпатией, а ты уже тащишь меня за рукав знакомиться с кем-то еще. Это детектив или книжный speed-dating?
Мини-главы написаны в сериальной манере, когда в конце почти каждого фрагмента нас ждет небольшой сюжетный крючок. По идее должен простимулировать нас прочитать дальше. "Он наставил на него револьвер", "Она прыгнула вперед с отверткой в руках", "Его сбросили за борт". Да, это интересно первые несколько раз, пока ты не замечаешь, что в конце каждого клиффхэнгера тут хэппи-энд. О судьбах главных героев можно вообще не волноваться - если по воле автора какого-то условно положительного персонажа связали, вымазали в крови и опускают за борт к голодным акулам, будьте уверены - через 20 страниц с этим человеком все будет в порядке. И с акулами тоже.
2) Персонажи
Главный герой - не плох, не хорош. Он никакой. Мартин Шварц - это тряпичная кукла, которую автор таскает по собственному воображению и заставляет терять сознание каждый раз, когда нужно сменить декорации.
Крутой 38-летний оперативник, который вне сюжета "23 пассажира" идет на все, чтобы выполнить задание - рвет клещами зубы, лезет в логово к польской наркомафии, в этой линии в основном хаотически бегает по кораблю, как расхлябанное рахло, совершает глупые ошибки, получает по голове и выживает только потому что должен выжить.
Остальные действующие лица прописаны приблизительно на том же уровне. Впридачу в их поведении зияют логические дыры размером с Техас. Кстати о них.
3) Мотивация персонажей
Маленькая девочка, которую сдают в аренду для групповух сияет улыбочками, щебечет и мило общается. Ну, в общем, как все психически травмированные дети.
Владелец судна, который настолько боится чтобы на его схемы не обратило внимание ФБР, что санкционирует стрельбу с трупом.
Жертва маньяка в колодце настолько жаждет смерти, что когда получает шанс умереть, терпеливо до последнего ждет на краешке пока до нее не добежит тряпичная кукла главного героя.
Ребенок, которому после некоторых драматических событий не хочется выяснить, что стало с его живым родителем.
Других пассажиров на огромном круизном лайнере просто нет. То есть, де факто они есть, но максимальная их роль - мебель, которая попадается на пути главных героев, когда они куда-то несутся. Они как овощи - их вообще ничего не волнует - ни пропадающие дети, ни самоубийцы, ни стрельба, им все пополам. Очень правдоподобно.
4) Итого
"23-й пассажир" - живое доказательство того, что жанр бульварного романа переживет всех нас и будет актуален в любых декорациях. А еще того, что интересная идея сама по себе ничего не значит.
Интересный сеттинг круиза - его не раскрыли.
Антигерои со своим жутким и богатым прошлым будто вылезли из мыльных сериалов 90-х.
Насилие, которое должно пугать - отдает пластмассовыми конечностями и клюквенным соком вместо крови.
Бонусное послесловие, которое вместе с прологом поясняет некоторые мажущиеся моменты основного сюжета - выглядит не как интересная вставка, а как заплатка, багфикс недочетов уже готового произведения.
Не могу сказать, что это плохая книга. Она посредственная и вполне сносна за неимением других вариантов что почитать.
Надеюсь, они у вас будут.
9122