Рецензия на книгу
Почти серьезно...
Юрий Никулин
_mariyka__6 марта 2017 г.Искренне надеюсь, что всё же нет еще у нас в стране человека, который не знал бы Юрия Никулина. Каждый в первую очередь вспомнит своё любимое - кто-то Балбеса, кто-то Некрасова, кому-то вспомнится Семён Семёнович, а кому-то следователь Мячиков. Но думаю, что далеко не сразу придёт на ум, что Никулин - это ведь еще и цирк. Что главной профессией для него всё же осталась клоунская. Легко поверить этому, когда смотришь, скажем, "Операцию Ы", а "Двадцать дней без войны"? Разве можно поверить, что Лопатина сыграл клоун? Оказывается можно...
В этой книге добрых двух трети посвящено цирку. Вернее не совсем, две трети только цирку, но все остальные строки просто дышат этим же цирком. Вообще я отношусь к тем людям, которым Никулин в первую очередь вспоминается совсем не как Балбес. И как этот человек с серьезными грустными глазами оказался в цирке, да еще и клоуном? Он сам расскажет. Как влюбился в цирк с первого же похода, как с упоением читал книжки о цирковой жизни и искусстве. И тем не менее, не планировал там работать. Но когда судьба интересовалась человеческими планами? Он планировал вернуться из армии домой, уже подготовил себе чемоданчик для вещей, выкрасил его, приклеил фотографию любимой футбольной команды. Был полон радости и надежд (куда без них в юности-то?). Но всё это было в 1941 году. Наступившая война отложила демобилизацию на 5 лет. Рассказы о войне - всего лишь рассказы, без рассуждений, длинных размышлений. Но от этих рассказов выплывают уже свои мысли. Они спешат за воображением, которое уже рисует картинки. Вот в ледяной земле бойцы вырубают корзину с бычками - страшно хочется курить, а табака нет совсем - и остальные подходят, смотрят, просят потом поделиться. А вот солдат, уснувший во время обстрела - сильно уставшему, ему не помешали даже близкие разрывы. А вот самая глупая и оттого самая трагичная картинка: дурацкая шутка, чистил пистолет и, зная, что он без обоймы, решил пошутить - приставил дуло к виску и нажал на курок. И еще один мальчик не дождется отца с войны. Это всего лишь картинки, зарисовки, но из чего, если не из них, складывается жизнь и смерть?
Вернувшись домой Никулин пробовался в несколько театральных училищ, но нигде не брали.То переигрывает, то не подходит в набираемую группу, да и опыта работы в театре не было. Время уходило, когда на глаза попалось объявление о наборе в студию клоунады при Московском Цирке на Цветном бульваре. Пойти в цирк или продолжить штурмовать театр? Непростой выбор, но в данном случае результат нам известен. Об учебе в студии и дальнейшей работе в цирке Никулин все так же рассказывает зарисовками, репризами. Об учебе в студии и о том, как мало в сущности дала эта учеба. Фактически - диплом. И что поделаешь - до всего нужно доходить на практике. Нужно самому пугаться, выходя на манеж, путать и забывать слова, не понимать, как стать так, чтобы не повернуться спиной к зрителям (которые везде). Этому нельзя научиться со слов, тут нужно ошибаться самому. Ошибаться, но пробовать снова и снова. Никулин пробовал. Отличная возможность для проб и ошибок - работать ассистентом. А уж быть ассистентом Карандаша - это уже опыт в опыте, возможность учиться у одного из лучших. Гастроли, переезды, новые репризы - удачные и неудачные. В этом - вся жизнь. О жене - в связи с цирком. Об отце - в связи с цирком. Даже о матери - она на скорой принимала из цирка вызов, когда Никулин пострадал во время выступления. Эта книга не о Юрии Никулине, она о цирке. О том цирке, какой он застал - уходящие и появляющиеся детали, новые форматы. И люди. Много-много людей, самых разных и обязательно связанных с цирком. Акробаты, дрессировщики, иллюзионисты, униформисты. Режиссеры, директора, билетеры. Клоуны - коверные, клоуны-буфф, музыкальные эксцентрики. Я специально лезла в интернет, чтобы понять, в чём разница.
Конечно, здесь есть и о кино, но и во всех рассказах о съемках мелькает цирк - как возвращался после дня съемок, отдыхал полчаса и выходил на манеж. Как возвращался с длительных гастролей и на следующий день ехал на съемки. И в связи с кино - тоже о людях. О режиссерах, об актерах, о том, как по-разному все работают. Но в каждом рассказе Никулина о человеке отражается и он сам. Потому что это его взгляд на мир и на жизнь. Умный, серьезный, достойный взгляд.
938