Рецензия на книгу
Пятый персонаж
Робертсон Дэвис
Аноним3 марта 2017 г.В мире мифических фактов
«Пятый персонаж» - одна из тех редчайших книг, которой бы не повредило, будь она подлиннее» - вещает с обложки Джон Фаулз и, как это ни странно, но хочется с ним согласиться, хотя нет, даже тут, желая сказать что-то близкое к истине, Фаулз все же ошибся. Он хотел сказать, что «Пятый персонаж» - это отличная книга, и тут он прав, но «Пятому персонажу» вовсе не надо «быть подлиннее», - эта книга именно той длины, которая ей и надлежит. Сказать, что «Пятому персонажу» стоило бы быть подлиннее - это все равно, что сказать, что «Графу Монте-Кристо» стоило бы быть покороче – но покороче, возможно, стоило бы быть «Волхву» Фаулза, а «Граф Монте-Кристо» пусть остается таким, каков он и есть. Или, может, «Алисе в стране чудес» не повредило бы, будь она подлиннее? Но Алиса и так - то подлиннее, то покороче… Ну ладно, оставим разговор о длине, да и перейдем к глубине.
Каждый из нас проживает свою жизнь в двух мирах – мире фактов и мире мифа. В мире фактов мы просто совершаем определенные поступки, которые имеют определенные последствия. В мире мифа мы играем некую роль, которая, несомненно, представляется нам Ролью с большой буквы. В мире фактов мы идем по трупам, лишь бы получить какое-нибудь жалкое повышение, в мире мифа – мы взбираемся по лестнице Судьбы, надеясь стать одним из небожителей, прописавшихся на Олимпе. В мире фактов мы наживаем груды бумажек, на которые можно приобрести груды вещей, в мире мифа мы становимся «самыми богатыми, самыми влиятельными, самыми, самыми, самыми». В мире факта мы не обладаем элементарной сообразительностью и практичностью; в мире мифа мы видим себя святыми, которые выше подобных мелочей. В мире фактов – «мы не можем», в мире мифа – «мы не хотим». В общем, в мире мифа мы творим историю литературы, а в мире фактов - всего лишь пишем рецензии на ЛЛ:)Итак, есть жизненные факты и есть жизненные роли. Есть факты, которые выпадают из роли (их мы попросту игнорируем), и есть факты, которые предопределяются ролью (плюс, конечно, есть еще факты, которые не совсем факты). Вот и в «Пятом персонаже» каждый играет свою Роль, в меру своих способностей затушевывая одни грани своей личности и всячески пестуя другие, постоянно переписывая свое прошлое и настоящее. У некоторых персонажей это получается лучше, и они действительно становятся небожителями, другие исполняют роли поскромнее:
Это — одна из жестоких особенностей жизненного театра, все мы считаем себя звездами, напрочь отказываясь понять и признать свою истинную сущность второстепенных персонажей, а то и статистов.Впрочем, суть, конечно, не в том, что лучше быть небожителем (и горе всем тем жалким неудачникам, кои не преуспели), а в том, чтобы человек играл именно свою роль. В частности и главный герой повествования – Данстан Рамзи - должен понять: кто же он? Что за Роль он исполняет на подмостках жизни? Так, например, для своих учеников он не более чем учитель – а быть учителем, видимым глазами учеников – участь, согласитесь, не самая блистательная (если только вы не Пифагор). Вот и Рамзи хочется увидеть себя «не таким», поэтому он и рассказывает всю эту историю (а история представляет собой письменное обращение учителя Данстана Рамзи; обращение, обращенное якобы к директору школы, а на самом деле – к читателю, разумеется). И еще он должен разрешить один маленький такой вопросик – не стал ли он свидетелем чуда, всамделишнего такого чуда, да даже не одного, а целых трех? Для «затравки» я думаю, сказано достаточно, остальное – в книге…
P.S. А как же Лизелотта Негели? Надо же о ней хотя бы несколько слов сказать. Ах!!! … Но это слишком отдельный разговор:)
22176