Рецензия на книгу
Собор Парижской Богоматери
Виктор Гюго
Аноним3 марта 2017 г.Этот роман исполнен величия и трагизма, наверное, как и сам собор Богоматери.
Восторг и ошеломление, восхищение и отрицание — мои чувства во время прочтения были противоречивы, хотелось противиться многому: от большой заботы Клода Фролло о своем младшем брате до ужасающего безразличия Людовика XI к подданным; хотелось отвергнуть всю эту коллективную жестокость, индивидуальную самоотверженность, которые кажутся слишком громоздкими в этом мирке, где всё внимание принадлежит лишь полудюжине героев.
Эту книгу я начинала читать множество раз, и столько же раз бросала. Еще бы, такое восхваляемое произведение Гюго, стоящее много-много лет на полке. Начиналось приобщение к "Собору..." все так же, как и раньше: Гюго настойчиво пытается показать величественность Парижа, атмосферу собора Богоматери, а я пытаясь понять хоть что-то, бежала от него подальше — чтение я и прерывала, и просто забрасывала. Меня настолько раздражали эти бесконечные описания, непонятные названия, тьма архитектурных терминов, упоминаемых имен и событий, из которых редко понимаешь больше половины.. Так, на чтение первых 150 страниц (моего мучения) ушло две недели; я начала думать, что вряд ли смогу высоко оценить это произведение (и действительно, первую четверть книги не понимала, что меня могло так восхитить в "Отверженных" несколько лет назад)... <далее спойлеры>
Но потом - аллилуйя! - Гюго снова вернулся к сюжету. Несколько героев (и следовательно линий повествования) постоянно подогревали интерес; читаешь, чтобы вернуться к кому-то брошенному на одной из страниц... Теперь уже величественные описания кажутся невероятно прекрасными, и отступления, и раздумья (ах, вот что мне так нравилось в "Отверженных"!) приглашали к диалогу с великим человеком, с которым хотелось согласиться, а бывало, и поспорить.
Часто хвалят книги за юмор в них, но нередко я не вижу его совсем. Здесь — очевидная ирония, когда Гюго признает, что глухота и слепота - лучшие качества для судьи (а что изменилось?): невежество судьи глухого, который осудил глухого — то, что находит отклик в современности; в другом случае решаем судьбу человека в суде побыстрее, потому что проголодались. А как мнение людей может быстро поменяться, если влиятельные мира сего пожелают этого: прекрасная цыганка превращается в кровожадного вампира, а отвратительный горбун— в спасителя, как же это близко и понятно!
Вера в алхимию, колдовство, астрологию завораживает. Узнаешь и мелкие, но определяющие жизнь средневековья мелочи: кельи и виселицы по всему городу, но почему толпа так жаждет этих зрелищ? Подобное угнетает и страшит.А помимо толики рассказанного из всего многообразия мыслей автора — сила любви и преданности, которая превозносит выдуманную любовь к капитану Фебу и совершенно отвергает поиск никогда не виденных родителей; превозносит отверженную, основанную на слепом восхищении любовь и убивает родного избалованного брата, мурашки от того, что люди так могут жертвовать собой в неизвестность — мурашки восторга или горести? Не знаю.
Но развязка этого произведения - что это?! Что это вообще такое? Что за невероятная история родства? Просто невиданно! Зачеем этот поворот? Дочь Пакетты Шантфлери из описаний матери в моем сознании была совершенно иной, а не той, которую она ненавидела много лет.
Думаю, через сколько-то лет найду совершенно новое в этой книге, ведь даже когда задумываешься на 10 секунд, упускаешь множество интересного.
10190