Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Elegance of the Hedgehog

Muriel Barbery

  • Аватар пользователя
    Аноним1 марта 2017 г.

    Как мы можем быть такими одинаковыми и жить каждый в своей вселенной?

    Один из тех немногих моментов, когда мне сложно сесть за написание рецензии. Я даже не знаю, в каком ключе она пойдёт, потому что книга на меня произвела неоднозначное впечатление.

    Начну по порядку но этот абзац можно с чистой совестью пропустить. Подарила её мне несколько лет назад подруга. Я почему-то сразу встрепенулась и разозлилась на верстальщиков/редакторов/корректоров, которые ёжика сделали ежиком. Я знаю(но не понимаю почему!), многие издания отказываются от ётированности. Мне это всегда доставляет дискомфорт и отчасти режет глаза, мы же не говорим "иогурт" или "елочка"(как будто бы буква "б" потерялась, верно?), так зачем же поступать так с Ёжиком. К тому же слово-то не раз встречается в тексте, а с укором нависает в колонтитулах и гордо, даже эпатажно гордо сияет на обложке. Накуси-выкуси, вот тебе, читатель, неологизм. сейчас я напомнила Рене

    Оставим в стороне историю с такими важными точками, которые издательство Азбука решило не ставить. Приступим к моей истории знакомства. А она была тоже непростой. Поплевавшись на это е=ё , я начала читать. В первый раз прочитала 50 страниц, но случай распорядился так, что я отложила издание в сторону и забыла. Второй раз был недели через три, когда я поняла, что негоже оставлять книги в недочитанном состоянии и взялась снова за ежика=ёжика. Поняла, что ничего не помню, перечитала заново 50 страниц и остановилась. И вновь отложила книгу. Затем одногруппница стала читать и я, хватаясь за призрачный шанс обсудить с ней книгу и тем самым дочитать сей "шедевр", взялась снова. Кажется, в этот раз я могла бы собой гордиться и дойти до финала, если бы не забросила книгу на 180 странице. Вот только не помню, в первый раз я или в третий дошла до столь знаменательной цифры - это была середина книги. И опять осталась под грудой других пресловутая элегантность. Раз или два я вновь брала книгу, но так и не продвинулась.


    И вот...февраль 2017, участие в марафоне, приведение книжных полок в порядок, недовольство своей Книжной жизнью (и жизнью вообще) , а главное то, что книгу начала читать другая одногруппница, девушка, которую я могу назвать приятельницей, всё это подтолкнуло меня к очередной попытке #5. Читали мы вместе, по ходу сюжета обсуждали, но обе испытывали одинаковые чувства и эмоции.

    Знаете, если бы я не заставляла себя дочитать - книга так и осталась вновь забытой.

    Почему-то не идёт она у меня, вот никак. Казалось бы, популярная серия, хорошая бумага, удобочитаемый шрифт, с самого начала говорится о том, что в конце будет смерть, но... Но что-то было не так. Для меня этим "не так" стали персонажи.
    Перед нами два дневника: 12-летней Поломы, девушки, решившей совершить самоубийство в день окончания учебы и сжечь свой дом (когда никого не будет дома) и 54-летней консьержки Рене, которая предпочитает жить по принципу премудрого пескаря(Салтыков-Щедрин, тут, оказывается, даже в 21 веке такие не перевелись и, что ещё страшнее, они пытаются себя как-то развивать, оставаясь на месте).

    Обе - заносчивые, гордые, считающие себя умнейшими людьми и при этом старающиеся это скрыть. То есть такое тихое самолюбование и нежелание быть раскрытой. Точнее это даже напускное нежелание быть пойманной, в глубине души они хотят, чтобы Мир видел их, знал; чтобы не приходилось прятаться и носить маски. И это не просто моё мнение, но и слова Рене, когда Какуро заставил сущность мадам Мишель показаться благодаря искусству.

    Дневники наполнены размышлениями, интересными мыслями и выводов. С некоторыми соглашаешься, некоторые считаешь оспоримыми, некоторые даже раздражают и поражают, но при всём этом натуры и характеры обеих героинь меня отталкивали. В них свозит великое самомнение и превосходство над другими людьми.

    Вот только что удивительно, те люди, над которыми героини возносят себя, не играют. Они такие, какие есть, со своими тайнами, планами, страхами, мечтами и ошибками. Даже если и носят маски, то явно не стараются сделать её второй, а точнее первой кожей.

    Мне понравилось, что в книге упоминаются художники, композиторы, певцы, режиссеры, писатели. Есть и Россия, а именно - Лев Толстой и его романы, которые повлияли на взгляды героев.

    Конец произведения улучшил мое отношение к нему (и при этом ухудшил - вот такой парадокс). Как-то так вышло, что приближение смерти открыло глаза героям. Каждый понял, как глупо было прятаться, выдаваться себя за кого-то, считать себя центром вселенной и пупом земли. Наверное, это отчасти верно, ведь психологи говорят, что главный человек - ты сам. Только ты себе поможешь, только ты себя улучшишь и только ты себя загубишь. Но вот незадача - сам ты не имеешь ничего. Без руки(поддержка) или ноги (пинок) общества ты не станешь кем-либо.

    Рене, консьержка, в которой 12-летняя Полома увидела родственную душу и назвала элегантным ёжиком, стараясь прятаться от мира и соответствовать общепринятым стандартам ( при Ее "интеллекте" я не понимаю почему она так делала; хотя рассказ о сестре многое проясняет), спасла жизнь двоих людей - наркомана Жака Артанса и юной поджигательницы-смертницы. Полома,
    Типичный бунтующий подросток, который ищет смысл жизни, внимание взрослых и пытающийся привлечь внимание к проблемам посредством смерти и поджога, прописан не очень убедительно. Если посмотреть на персонажей, то очень многие даны схематично. Но это не несколько штрихов, позволяющие передать всю суть героя, а какие-то пустые слепки, глядя на которые не понимаешь, что могло бы быть, лишь смутно представляешь.

    Дневники Рене и Поломы зеркально похожи и создаётся впечатление, что мы видим юность Рене и старость Поломы. Потому что одно и то же. Никакого противопоставления, интриги и ничего занимательного.

    Концовка меня также разочаровала. Показалось, что автор, желая привлечь наше внимание и хоть как-то "улучшить"книгу решила сделать ход по типу "а сейчас будет внезапность!". Вот только эта внезапность вышла сухой, нелепой и какой-то глупой. Начиная от самой сути(хотя, может быть это кармический рок за украденное платье и свидание с тем, кто выше по социальному статусу?) и заканчивая повествованием. Тут женщина умирает, а дневник пишется! Хм, самопишущее перо Риты Скитер? Это ведь смерть не от голода, не от страха или болезни, это смерть во время аварии. А дневник перед нами. Пожалуйста, читайте. Как-то очень глупо и нелогично. Или это чтобы показать, что жизнь вот таких особ с огромным самомнением и снобизмом по сути глупа и пуста?

    К сожалению, с современными французскими авторами я пока знакомится не хочу, с серией азбука-бестселлер - тоже. У меня, кажется, отличное от общества понятие, что такое хорошая литература и что следует читать каждому. Сказать, что книга пришла "не в тот момент " или "не в то настроение" не могу - я начинала читать её пять раз в течении нескольких лет с совершенно разными ситуациями в жизни и настроением.

    7
    105