Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним25 февраля 2017 г.О Нью-Кробюзоне
Недавно прочитав этот "фантасмагорический шедевр, книгу, которую критики называли лучшим произведением в жанре стимпанк со времен «Машины различий» Гибсона и Стерлинга", я задался вопросом -- о чем она? Сразу на мысли приходят штамповые ответы -- о смысле жизни, о поиске себя в этом мире, о дружбе, любви и предательстве, о долге и о трудном выборе. С одной стороны всё это действительно описывается автором, но так можно сказать практически о любой книге -- тот же "Властелин колец" и "Унесённые ветром" вполне подходят под описание. Ну а пока я размышляю над смыслом "Вокзала...", позвольте мне познакомить вас с миром Бас-Лаг в целом и с мегаполисом Нью-Кробюзон в частности.
Бас-Лаг огромен. Пустыни, равнины, горы, леса, аномальные зоны и города, населенные неисчислимыми разумными расами и фантастическими тварями, пропитанные магией и наполненные таинственной кризисной энергией, а иногда под действием разрушительного вихревого потока превращающиеся в хаос -- вот что из себя представляет этот порожденный огромной фантазией Мьевиля мир. Но это размытое представление о Бас-Лаге мы получаем из диалогов, мыслей героев и лирических отступлений, ибо главное место в повествовании занимает Нью-Кробюзор -- городское фэнтези всё-таки. Сам город предстает перед нами нагромождением лачуг, кирпчных и деревянных многоэтажных зданий с обвалившейся штукатуркой и сгнившими стенами, полуобитаемой канализацией, Шипом -- милицейской башней с расходящимися от неё металлическими канатами для вагонеток, огромным куполом над гетто для людей-кактусов, застилающим небо дымом фабрик и медленно перемещающимися в смоге туш дирижаблей, а также обширнейшей сетью местами проржавевших рельсов, в центре которой, как паук в центре паутины, расположился Вокзал -- громаднейшее сооружение города. Нью-Кробюзон населён как людьми, так и самыми неожиданными разумными существами: хепри -- женщины с головой жука-скарабея вместо человеческой, водяные, способные создавать пусть недолговечные, но всё же реальные фигурки из воды, гаруды -- люди с когтями, перьями,клювом и крыльями, (повторюсь) какты -- кактусы с человеческой формой и способностью мыслить и двигаться, а также многие другие. Наука не стоит на месте: роботы с паровыми двигателями не вытеснили живых существ во многих сферах деятельности только из-за своей дороговизны, биомаги на карательных фабриках переделывают преступников на благо города (меняют руки на клешни, например), а чудаковатые ученые совершают научные революции. Одним из таких ученых является и Айзек дер Гримнебулин, который вместе со своим отрядом (гарудой без крыльев, бунтарской журналисткой, уголовным бизнесменом и парочкой наёмников) пытается спасти город от ужасных существ, в появлении которых Айзек в некоторой степени виновен. Чуть ли не "Хранители кольца", хех. А тогда огромный призрак-паук Ткач (мой любимый персонаж в книге), смахивающий на Чеширского кота по суперспособностям, штопающий Великую Вселенную паутину и вырезающий уши у людей ради забавы смахивает на Гэндальфа. А угрозу всему городу представляют...
Стоп, стоп, хватит спойлеров, думаю, вы уже поняли, что из себя эта книга представляет. В заключение добавлю лишь то, что не стоит от "Вокзал..." ждать просто приключения в стимпанковском антураже -- она описывает серьёзные социальные и личные конфликты, а ещё в ней содержится достаточно мерзких сцен и иногда довольно утомительных описаний зловонного городского ландшафта. Но плюсов намного больше, чем минусов. Захватывающий сюжет, интересные персонажи и хорошо продуманный мир обеспечат вам хороший отдых от скучной повседневности. А ещё благодаря этой книги я открыл для себя нового автора -- Чайну Мьевиля -- полет фантазии которого сравним разве что с талантом Брендона Сандерсона (это моё сугубо личное мнение).
Ну а теперь я должен ответить на вопрос, заданный в начале. Но при довольно продолжительном размышлении я не могу придумать что-то лучше, чем те самые шаблонные слова, разве что добавлю, что эта книга ещё и о разложении и последующем обновлении личности, которая была отвергнута одним обществом и которая выбрала для себя другой дом, приняв чужие обычаи и культуру -- история Ягаркека.753