Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Vegetarian

Han Kang

  • Аватар пользователя
    Shellty24 февраля 2017 г.

    Перед тем, как взяться за эту книгу, я случайно посмотрела интервью с ее автором.
    Вот оно:

    14:35


    В ролике скромная и вежливая корейская женщина с тихим мяукающим голосом рассказывала, что важнее всего в авторском труде для нее исследование вопроса "что значит быть человеком", и что когда в подростковом возрасте она поняла, что литература ставит вопросы, но далеко не всегда дает на них ответы, то подумала, что может такие книги писать тоже.
    Я была немедленно очарована.
    Какая чудесная, деликатная женщина, подумала я.
    Какие правильные вещи она говорит, подумала я.
    Какой элегантный подход к литературе, подумала я.
    Книги у такого автора должны быть исключительным образцом интеллектуальной чистоты, подумала я.
    Так вот. В чем-то я была абсолютно права. А в чем-то очень ошибалась.

    "Вегетарианка" - книга действительно исключительная, но ее элегантность - это элегантность перверсии.
    Она шокирующая и местами прямо-таки брутальная, но ни на секунду не утрачивающая какой-то дикой грации.
    Она предельно эротизирована, но в то же время это, пожалуй, одна из самых не-сексуальных книг, которые мне доводилось читать в своей жизни.

    Молодая кореянка Ён-хе - тихая и покорная, пребывающая в умеренно несчастливом браке с каким-то мудаком - вдруг начинает видеть совершенно безумные кровавые пугающие кошмары, которые подталкивают ее отказаться от мяса и любой животной пищи вообще.
    Логику этого поступка не может постичь никто из окружающих. Муж-мудак в ярости, старшая сестра недоумевает, но тихо сочувствует, родители булькают от гнева и прибегают к совершенно варварским методам, чтобы заставить дочь - взрослую замужнюю женщину! - поступать "как правильно", а сама Ён-хе мечтает стать деревом и тихо соскальзывает в безумие.
    У романа восхитительная трехступенчатая структура, где каждая арка отличается новым рассказчиком и отделена от предыдущей во времени.
    Рассказчиков трое: муж-мудак Ён-хе, муж-мудак ее сестры (как-то не сложилось с браками в этой семье, да) и старшая сестра.
    Ён-хе, будучи фактическим центральным персонажем истории, сюжетного голоса не имеет и раскрывается только в наблюдениях других людей.

    Это болезненная и депрессивная книга, вскрывающая столько мозолей, сколько иным, менее проблематичным, сюжетам и не снилось.
    Дисфункциональные семьи. Несчастливые браки. Несчастливые жизни. Насилие. Шизофрения. Пищевые расстройства. Одержимости.
    Веселью нет конца, короче.
    Роман тонко построен и изумительно написан, но при этом я очень остро чувствую, что какая-то часть книги - важная, существенная часть - была необратимо утрачена для меня, потеряна в процессе перевода, погребена в разнице культур. И мне искренне жаль, что я никогда не смогу понять эту книгу до конца.
    Я читала ее, собравшись в нервный комок трудновыразимого ужаса.
    Пищевые расстройства (и я сейчас не про вегетарианство, а про то, что с главной героиней случается в последней трети книги) пугают меня.
    Психические расстройства пугают меня.
    Идея того, что твоя семья - люди, которые теоретически должны быть самыми близкими, незыблемой константой доверия - могут обратиться против тебя, если ты смеешь жить не по их правилам, пугает меня.
    Мысль о том, что люди, глазом не моргнув, используют тебя в своих целях, почувствовав твою слабость, пугает меня.

    Дивная книга, которую я никому не стану рекомендовать никогда.

    56
    3,7K