Рецензия на книгу
Railsea
China Mieville
El_Marciano24 февраля 2017 г.Поезд до рая
Рельсоморье – это море рельсов. Море – почти буквально, пусть и без воды. Бедная и опасная земля, в которой роют норы и бьются за свое место в пищевой цепочке очень милые, но очень голодные гигантские кроты-мутанты, жуки (тоже гигантские, разумеется) и другие опасные твари.
Все море густо устлано рельсами, по которым на поездах ездят охотники на вышеописанных тварей, исследователи, пираты и многие другие. Жить люди предпочитают в городах, но от опасной земли им тоже никуда не деться, потому что преимущественно с нее они кормятся и получают прочие средства к существованию. Суровый, в общем, мир.
Многие здесь верят, что нет ничего кроме рельсов и за рельсами ничего нет. А кто-то думает, что там, где кончаются рельсы, начинается рай и попадание туда сулит огромные богатства. Или столь же огромные несчастья. Вообще на этот счет, равно как и на тему того, как вообще дела этого мира пришли к их текущему положению, ходят различные слухи и легенды.
Наш главный герой – молодой паренек по имени Шэм, который устроился помощником доктора на поезд-кротобой. Правда врачебное ремесло ему дается не слишком хорошо, да и особой тяги к нему он не испытывает, находясь в поисках себя. Он точно не знает, чем хотел бы заниматься на самом деле, но в нем явно живет тяга к исследованию, познанию окружающего его мира.
Однажды, в довольно печальных обстоятельствах, в руки Шэма попадает несколько фотографий, намекающих на то, что где-то рельсы таки кончаются. И что за ними вполне может что-то быть. Надо только найти это место. Тут-то его исследовательская страсть и одерживает верх, ставя парня на путь опасных приключений.
В общем, неплохая у Мьевиля вышла история. Даже с моралью. Проблема в том, что вся мораль сосредоточилась строго в конце. Мне вот еще начало понравилось, когда мы только погружаемся в реалии Рельсоморья. А все что между показалось пустым и весьма поверхностным: персонажи скучные, я в них не поверил (хотя вот капитан Напхи мне понравилась); сюжет простой, но его беда даже не этом, а в том, что он как-то подозрительно благосклонен к главному герою.
Периодически во время чтения я пытался задремать, чего со мной, как правило, не случается. Мне казалось, что приключенческий роман, а уж роман про поезда (да, с погонями и всем прочим) должен обладать хорошей динамикой. Но не обладает.
Книга неплохая, конечно. Может даже лучше, чем я о ней пишу. Особенно мир удался. Но я большего от Мьевиля ожидал, в первую очередь – какой-то глубины. Да, роман, вроде, рассчитан на аудиторию помладше, но мне это не кажется достойным оправданием, потому что одно другому мешать не должно.
P.S. Хотелось очень балл-другой накинуть за отсылки к «Пикнику на обочине» Стругацких, но я удержался.
439