Рецензия на книгу
Град обреченный
Аркадий и Борис Стругацкие
Psyhea23 февраля 2017 г.Не устану повторять, что Стругацкие для меня – «one true love» среди социальной фантастики. Каждое произведение, когда бы оно не было написано, пропитано тонкой сатирой на наш мир в целом, его недостатки и вероятные перспективы в частности. Читая Стругацких начинаешь понимать, что цивилизация развивается по спирали, и каждое новое поколение с упорством достойным лучшего применения наступает на повидавшие виды грабли, полученные в наследство от родителей. Тем ценнее мысли высказанные тандемом советских фантастов, в своих произведениях они обращаются не к лидерам государств, ученым или миллионерам. Они беседуют с обычными людьми. С каждым читателем. С человеком, с которого начинается и которым заканчивается этот мир. Потому что если каждый из нас сможет увидеть проблему и не усугублять ее своими бездумными действиями, а сделать что-то для ее решения, мир изменится до неузнаваемости. Из капель собирается море.
Тема сегодняшней беседы - «Град обреченный». Один из самых философских романов писателей, названный в честь мрачной, пропитанной безысходностью картины Николая Рериха. Произведение, которое сразу писалось в стол. Ужесточившийся идеологический контроль в начале 70х не позволял надеяться даже на возможность распространения книги в списках, как уже случалось раньше с «Улиткой» и «Сказкой». Печальная участь романа Гроссмана «Жизнь и судьба» разрешала любые сомнения на этот счет. И все-таки «Град» был написан и опубликован, хоть и спустя почти два десятилетия.
Мне проще восстановить свои впечатления о романе по пунктам.ГЕРОИ. В романе их много, но что более интересно, они все совершенно разные: представители разных культур из разных временных отрезков 20го века.
Символичен выбор главного героя – Андрей Воронин (год отбытия 1951), преданный сталинист, который верит в дело Вождя. Оказавшись в новом мире, он старается придерживаться привычной идеологии, но происходящие вокруг героя события заставляют его эволюционировать, не раз и не два пересмотреть политическую и гражданскую позицию с опорой на собственные представления о человеческих ценностях.
Второй по важности в романе – Изя Кацман (год отбытия 1968), саркастичный интеллектуал, который лучше остальных понимает происходящее. Не стесняется поставить даже самого облеченного властью собеседника перед фактом его глупости. Изучает мир всеми доступными средствами. Пожалуй, Изя - тот герой, который за время романа поменялся меньше остальных, но его остроумные и здравые комментарии зачастую поясняют читателю авторскую позицию.
Замыкает тройку лидеров – Фриц Гейгер (год отбытия 1945), метафорический двойник Андрея, последовательный идеолог фашизма. Реализует весь свой потенциал в захват власти, правда режим устанавливает не в пример более мягкий, чем был в Германии. Лучше остальных понимает Андрея, впрочем гораздо менее подвержен нравственным мучениям и местами весьма жесток в средствах.
Остальные: американец Дональд Купер (1967), японец Кэнси Убуката (1945), шведка Сельма Нагель, китаец Ван Лихун, советский председатель колхоза дядя Юра (1947), немец Отто Фрижа - являются скорее второстепенными персонажами, но роль каждого в сюжете важна для создания максимально пестрой и правдоподобной картины происходящего.МИР. Фантастическая, вероятно параллельная нашей реальность, в которой оказываются герои, носит название Эксперимент. По легенде существуют некие таинственные всемогущие ученые, которые Эксперимент организовали и привлекают к нему людей, но в лицо их никто не видел, все общение происходит через Наставников, которых по тексту сложно идентифицировать реальными людьми. Андрея, да и его окружение занимает риторический вопрос: находится ли эксперимент в процессе или он уже давно провалился и весь этот мир существует сам по себе. Вопрос тем более актуальный, что город окружен развалинами более старых городов, существования которых никто из ныне участвующих в Эксперименте не помнит. Наставники прояснить ситуацию не способны, любое их лишнее слово – вмешательство в Эксперимент, поэтому героям предстоит самим выбрать свою позицию в масштабной шахматной партии, что не заставит долго ждать. Но пока кровавая фаза Эксперимента не началась, хочется отметить любопытное организационное решение Города. Раз в несколько месяцев каждый житель получает новую профессию, выбирается она отнюдь не по желанию или способностям, но рандомным образом. Сегодня ты можешь быть директором обувного завода, а завтра – мусорщиком, и наоборот.
МИСТИКА. Не обошлось в романе и без мистических мотивов. Таинственный Красный Дом, в котором пропадают люди, тревожит воображение Андрея. «Бредом взбудораженной совести» Изя Кацман называет этот загадочный памятник архитектуры, который перемещается по городу и вносит в пусть и эксперементальную, но все же обыденную реальность толику безумия и сверхъестественного. Для каждого визит в Красный Дом воплощает прогулку на обратную сторону подсознания. К примеру, Андрей садится за шахматный стол, чтобы сыграть партию с великим Стратегом (Сталиным) и выяснить, что в затеянной игре не может быть победителя.
ИНТЕРПРЕТАЦИИ. Трактовок «Града» существует множество. Самый простой пласт романа – политический. Аллюзия на Советский Союз периода застоя бросается в глаза любому, кто хотя бы поверхностно знаком с историей России 20го века. Эмоциональный и творческий подъем хрущевской оттепели с течением времени перерос в горькое разочарование и возрастающее сомнение в жизнеспособности идеологии и государственных ценностей.
Второй интересный пласт – утопический. У нас перед глазами разворачивается Эксперимент. Мир с чистого листа, возможность построить любое возможное идеальное общество. Но оказывается, что человеческий материал искажает и преобразует любую прекрасную идею в нечто хоть и узнаваемое, но зачастую абсолютно противоположное задуманному. Стремление к утопии приводит к достижению антиутопии.
Третий пласт романа – психологический. Открытый финал позволяет предположить, что все происходящее всего лишь порождение разума Андрея, пока он находится, допустим, в бреду во время продолжительной болезни. Физическая борьба внутри организма воплощается в продолжительном метафорическом кошмаре, которым в качестве сна отвлечен мозг. В пользу этой версии, к слову говорит и монтажная склейка событий, когда мы перескакиваем через время, и странные непредсказуемые повороты сюжета.
Четвертый любопытный пласт апеллирует к религиозным и философским воззрениям. В последнем фрагменте романа звучит многообещающая фраза: «Первый круг вами пройден» - что можно интерпретировать, как прямое указание на успешное завершение прогулки по первому кругу ада и вероятный переход на следующий второй круг.Повторюсь, что «Град обреченный» является одним из самых философских и перенасыщенных смыслами романов писателей. Несомненно, каждый найдет в этом произведении что-то свое, будь то любимый персонаж, трактовка авторской задумки или оценка пути пройденного главным героем.
ИТОГО: Один из самых дискуссионных и глубоких романов Стругацких. Скорее для тех, кто уже знаком с творчеством замечательного тандема советских фантастов, чем для новичков. Роман потрясающий, горячо его рекомендую в числе лучших работ писателей.
25994