Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
Аноним23 февраля 2017 г.Они шли под изморосью вдоль пустой серой улицы, и, когда достигли ее конца, перед ними вновь открылась огромная, безграничная площадь. Посреди нее тяжело вздымалась расплывчатая, отливающая серебром громада Триумфальной арки.Знаете, бывают книги, чтение которых затягивается на неопределенный промежуток времени, потому что невыносимо нудно, неинтересно, а бывают книги, которые умышленно стараешься растягивать, но не оттого что они скучные или не пришлись по душе, а оттого что просто-напросто не хочется расставаться с любимыми героями, ведь каждая прочитанная страница, увы, неизбежно приближает к концу. Но как бы я ни старалась, особо растянуть удовольствие не получилось. Всего за три дня я успела познакомиться с героями, пожить с ними в Париже 1938-39 гг., проникнуться атмосферой той эпохи, увидеть изломанные судьбы людей «потерянного поколения» и настолько сблизиться с Равиком, Жоан и Морозовым, что расставание с ними заставило меня расплакаться (учитывая то, что книги редко заставляют меня расчувствоваться до такой степени). Последние страницы я просто не могла дочитывать спокойно. Какая-то душевная истерика и пелена в глазах от слез сопровождали меня последние 15 страниц. А сколько мыслей было выделено по ходу чтения, буквально вся книга была подчеркнута, растерзана на цитаты, обклеена стикерами и залита слезами под конец. А теперь я решила, что никому боле она не попадет в руки, кроме меня. Она моя и только!
После первого знакомства с Ремарком и его «товарищами» я весьма заинтересовалась данным автором и поняла, что буду и дальше продолжать наше знакомство. Но после «Триумфальной арки» имею смелось заявить, что это моя новая книжная любовь после многоуважаемого Ф. М. Достоевского.
Прелесть прозы Ремарка, пожалуй, в её простоте и одновременно в некоем надрыве, певучести и насыщенности: ни один аромат не ускользает от нас во время чтения, ни один глоток кальвадоса не остается не испитым. Мы хмелеем вместе героями, размышляем с ними о жизни, смеемся и грустим, а потом бесповоротно влюбляемся в них. И кажется, что с Равиком ты был знаком полжизни, прошел огонь и воду и пол Парижа, пил яблочную водку и острил во время бесед. Тебе грустно, когда грустно ему, и ты счастлив, когда счастлив он.
Эта черта между книжным и реальным миром стерта. Ремарку удалось размыть границу меж двух поколений. И неважно, что уже век цивилизации и мирное небо над головой; когда у тебя в руках эта книга, ты там, под беспокойным небом Парижа, выжидаешь нового удара судьбы, нового залпа орудий и алых рек крови, нового вихря, уносящего в небытие тысячи ни в чем не повинных жизней, ты вместе с ними надеешься на отсрочку Второй мировой.
Разве не все на свете — только отсрочка, милосердная отсрочка, пестрое полотнище, прикрывающее далекие, черные, неумолимо приближающиеся врата?Стоит отметить, что автору донельзя точно удалось показать читателям бессмысленность и жестокость войн, ломающих человеческие судьбы. Ремарк окунул нас с головой в эту после- и предвоенную атмосферу. В атмосферу непринятия жизни и некой апатии. Через призму жизни немецкого хирурга-беженца Равика и вспыльчивой итальянской актрисы Жоан, не желающей принимать ужасы эпохи, в которой ей суждено было родиться, а также через призму жизни остальных персонажей автор показал нам картину заката Европы между двумя мировыми войнами. Париж, всеми известный как город любви, в данной книге под своим мрачным небом с седыми тучами, низвергающими потоки дождя, приютил бездомных со всей Европы, бежавших от фашистского режима. Теперь те, кто были выдающимися личностями на своей родине и профессионалами своего дела, превращаются в никому не нужных, грязных «бошей». Вернувшись с фронта, морально или физически искалеченными, эти «неучтённые жертвы войны», уже не могут жить нормальной жизнью: их чувства притупились, и всё кажется им пустым и недостойным внимания.
Однако Равику всё-таки удается вырываться из этих сетей послевоенной апатии и бесчувственности ко всему, и тому причиной стала Жоан. Париж столкнул их, двух несчастных, потерявших почти всё, для того, чтобы подарить друг другу немного тепла.
Что может дать один человек другому, кроме капли тепла? И что может быть больше этого?Однажды он спас её, а затем она спасает его, вдохнув дыхание жизни, и доказав ему, что он снова может чувствовать и любить. Вместо чёрствого сухаря и эгоиста мы видим совсем другого героя, способного преступить через свои принципы.
– Без тебя…я погибла.
– Неправда, это я без тебя был совсем погибшим человеком. В тебе был весь свет, вся сладость и вся горечь жизни. Ты мне вернула меня, ты открыла мне не только себя, но и меня самого.Многие литературоведы полагают, что «Триумфальная арка» является в какой-то мере автобиографичным романом. Ведь Ремарк также воевал на фронтах Первой мировой войны, избегал нацистских преследований, был эмигрантом, вынужденным жить в отрыве от родины; его также связывали сложные любовные отношения с актрисой, как и героя «Триумфальной арки».
И все эти совпадения сделали свое дело — роман становится поразительно эмоциональным, каждое слово и каждый поступок прочувствованы автором. Ремарк делится с нами тем, что он прожил сам.Такие книги нужно не просто прочесть,
такие книги нужно ПРОЖИТЬ,
такие книги нужно ОСТАВИТЬ В ПАМЯТИ и В СЕРДЦЕ навсегда!
Машина миновала авеню Ваграм и выехала на площадь Этуаль. Нигде ни огонька. Площадь тонула во мраке… В кромешной тьме нельзя было разглядеть даже Триумфальную арку.16137