Рецензия на книгу
Калевала. Карело-финский эпос
Элиас Лённрот
oxall4 ноября 2010 г.Стоит отметить, что эпос был записан Элиасом Лённротом в 1835-1849 гг. на основе народных песен, собранных на территории Карелии и Архангельской губернии.
Приступая к чтению данного текста, меня интересовали четыре его аспекта: ритм и обороты (собственно, черты карело-финского эпоса), художественная красота текста, образы главных героев и содержание.
Ритм оказался интересный, читать было нескучно. Однако встречаются порой неудачные слова, выражения, которые выбиваются из общего потока (по стилю, ритму), немного портя впечатление. Часто встречаются «песенные» места, явно свидетельствующие, что текст предполагает именно устное исполнение.
Вместе с тем, художественно текст мне показался не особо богатым и поэтичным (хотя и были удачные места).
Однако главным минусом для меня оказались образы главных героев: ни один не вызвал хоть какой-либо симпатии, а многие просто раздражали.
Вообще по тексту важных героев оказывается три: старый верный Вяйнямёйнен, весёлый Лемминкяйнен и кузнец Ильмаринен; как раз Вяйнямёйнен и Лемминкяйнен мне совсем и не понравились; для меня они не просто не годились в «герои», но и были достойны вернейшей и скорейшей погибели. В частности, в их поступках были: необоснованная агрессия, наглость и высокомерие, отказ от своего слова, злопамятность, безответственность.
Единого сюжета у эпоса нет, это просто набор «рун» (песней), однако есть как бы кульминация – ближе к концу – поход главных героев за Сампо (аналог рога изобилия). Большинство сюжетных линий сводится к поиску невесты, выполнению женихом невыполнимых условий для получения согласия родителей невесты на свадьбу, похищению невесты/заклинаний/сампо.
В итоге, к концу произведения я уже хотел поскорее проститься с героями и их песнями (которые строились по одному шаблону: повторяются раз шесть-десять пять-шесть одинаковых строк, за которыми идут одна-две меняющиеся).5114