Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Anathem

Neal Stephenson

  • Аватар пользователя
    Аноним21 февраля 2017 г.

    Наука без мира

    Когда-то давно на планете Арб бурный научно-технический прогресс привел к возможности создания Всеобщего уничтожителя, которым при случае воспользовались, что привело к Ужасным событиям. Виноват кто? Конечно же ученые, чьи достижения позволили такую штуку создать. Потому прогресс сочли опасным и решили ограничить, изолировав ученых в концентах (монастырях, проще говоря), сократив до минимума их контакт с внешним миром и лишив современных технологий.

    Ко времени описываемых в книге событий, жизнь инаков (тех самых ученых) больше всего напоминает бытие средневековых монахов: не контактируют с внешним миром, живут на самообеспечении, блюдут строгий канон. Разве что ни в каких богов они не верят, посвящая себя лишь науке, двигать которую теперь вынуждены довольно примитивными средствами.

    В экстрамуросе (внешнем мире), тем временем, жизнь идет своим чередом. И если вы подумали, что книга о том, как хорошо живется умным монахам внутри и как страдает мир без науки снаружи, то скажу, что на самом деле все немного сложнее: миряне живут не так уж и плохо, а у инаков хватает своих проблем, начиная с научных и политических разногласий, принимающих иногда нешуточный оборот, заканчивая тайными обществами, преследующими неясные цели.

    Мир за стенами концентов мало отличается от того, в котором живем сейчас мы. Хотя изоляция ученых и торможение прогресса, конечно, на многом сказывается и во многом ощущается. Некоторые сцены мирской жизни, рассказанные с точки зрения инака, привыкшего к другим реалиям, заставляют задуматься о реальной ценности и важности некоторых вещей, которые нам кажутся важными, о приоритетах. И такие мысли – это, пожалуй, самое простое и очевидное из того, что может посетить вашу голову по мере прочтения «Анафема». Дальше – больше.

    Начинается повествование накануне аперта (периода в 10 дней, когда инаки могут покинуть концент и посетить экстрамурос, а миряне, при желании, посетить концент). Это первый аперт в жизни фраа Эразмаса – молодого инака, проведшего в стенах концента десять из восемнадцати лет своей жизни. Он еще не догадывается, что скоро события повернутся таким образом, что ему придется пробыть в миру гораздо больше десяти дней и стать участником событий, имеющих общемировое значение. Событий, которые еще раз очень круто изменят течение истории Арба.

    Впрочем, не все так резко. Книга длинная, и сюжет будет набирать обороты очень плавно и неспешно, постепенно погружая читателя в реалии выдуманного Нилом Стивенсоном мира, позволяя как следует вникнуть в суть и подоплеку происходящих событий, разобраться с бытом инаков и их трудами.

    А разбираться есть в чем. И хорошо вам, если вы, например, не только знаете, кто такой Платон, но и хотя бы в общих чертах знакомы с его трудами. В противном случае будет несколько сложнее, но не так сложно, чтобы не разобраться, если читать внимательно. Благо, объясняется все достаточно подробно. Хотя где-то здесь, на мой взгляд, зарыт один из немногих недостатков этой книги: в те моменты, когда автор пускается в подробные объяснения, тем, кто в вопросе разбирается, может стать немного скучно. А для тех, кому все это в новинку, «Анафем» на какое-то время может превратиться из художественного произведения в эдакую «Философию для чайников».

    «Анафем» хочется наградить эпитетом «фундаментальный». Объем произведения внушает уважение, сюжет интересен, проработанность мира поражает. И даже если с чисто литературной точки зрения «Анафем» хорош, но не идеален, то содержание книги, на мой взгляд, компенсирует эти недостатки сполна. Спасибо Нилу Стивенсону за то, что не дает мозгу заржаветь, заставляя шестеренки вращаться.

    6
    84