Рецензия на книгу
A Clockwork Orange
Anthony Burgess
Brujadelibros19 февраля 2017 г.Мой мир рухнул. В надцатый раз.
Можно вытащить человека из грязи, но нельзя вытащить грязь из человека.
Осторожно. Спойлеры.
Знаете, прочитав эту книгу, я в который раз осознала, что мир, который описывали в своих книгах что Хаксли, что Оруэлл, Замятин, Пелевин и другие писатели-"столпы" антиутопий - это далеко не то, к чему мы рано или поздно придем, если не остановимся в своем саморазрушении, это то, где мы с вами находимся уже сейчас. Если раньше я, читая очередную антиутопию, морально содрогалась и ужасалась от того, в каком свете автор показывает читателям людей и мир в целом, то сейчас я, наверное, смирилась с тем фактом, что наше насквозь прогнившее общество уже не спасти. Мы уничтожаем сами себя. Это факт, друзья мои, факт, который надо признать, осознать и задуматься над тем, что нам с вами делать дальше.
"Заводной апельсин" я хотела почитать уже давно, однако, как бы я ни любила жанр антиутопия, мне всегда невероятно тяжело его читать. Вот уж не знаю почему, но не могу я в один-два захода проглотить какую бы то ни было классическую антиутопию. Я сейчас не беру в расчет современный young adult, который глотается мною буквально за сутки, нет. Я говорю о великих классиках антиутопии как таковой. Взять того же Оруэлла: если первую часть его знаменитой "1984" я прочла быстро, то к середине второй я выдохлась, а дочитывала ее уже на последнем издыхании. Замятин и его Мы тоже читались мною довольно долго, в несколько заходов. Да тот же Брэдберри и его 451 по Фаренгейту хоть и прочитались мною за пару часов, но это было чтиво не из легких.
Что до "Заводного Апельсина", то дался он мне очень и очень нелегко. Пока я его домучила, я, наверное, прошла все круги ада; несколько раз я бросала книгу, затем пробовала "читать" аудиокнигу, потом я решила, что дело в переводчике, и нашла книгу в обработке Бошняка. И наконец-то, дело сдвинулось с мертвой точки, и "процесс пошел". Однако, книгу было невероятно трудно читать из-за постоянной смеси русского и фраз, napisannuh latinnitsei. Это вам не оруэлловский новояз, к которому привыкнуть - плевое дело. Да и сам слог, которым написана книга, далеко не Тургеневский, скажу я вам...
Казалось бы, на это я должна обращать внимание в самую последнюю очередь, а в первую - описать то, как тяжело было читать обо всех тех мерзости, которые творил Алекс и его Ко, ан нет. Он-то как раз ничто по сравнению со слогом и стилем автора, вернее, ко всем его похождениям привыкаешь буквально сразу же, ведь, в конце-концов, книга о том, что нельзя вытащить грязь из человека, такова уж его природа.
В первую очередь хочется поговорить о самом Алексе (вот неожиданность, да?). На протяжении чтения книги я силилась понять, в чем причина его поведения, где же "зарыта собака", но, увы, не смогла, хотя Бёрджесс весьма неплохо прописал своего героя. Обычно глубокая жестокость и неприкрытая агрессия идут от величайшей доброты, которую когда-то кто-то взял и попросту втоптал в грязь (обычно это так и есть). Либо же такая жестокость уходит корнями в детство. Однако, ни того, ни другого я, увы, в Алексе не заметила: судите сами, родители с него чуть ли не пылинки сдувают, в одно место целуют (иначе как можно объяснить тот факт, что его до сих пор не выгнали из дома или не предприняли каких-то мер, дабы спасти сына от самого себя?) Сказать, что над ним в детстве издевались и нанесли моральную травму - я тоже не могу, хотя Бёрджесс ничего не рассказывает нам о детских годах ГГ. Поэтому я делаю вывод, что он такой сам по себе,по своей природе: любит жестокость, кровь, насилие и так далее. Не просто любит, а получает истинное больное наслаждение, издеваясь над другими людьми. При этом, ведя образ жизни нарушителя правопорядка-быдла, он является "ценителем классики". Странно, правда? Эдакий когнитивный диссонанс получается: сейчас я пойду ограблю старушку, изнасилую какую-то девушку, потом изобью ее до полу смерти, а потом вернусь домой, включу седьмую симфонию Бетховена, буду сокрушаться невежеству продавцов, которые не могут отличить седьмую симфонию от лунной сонаты, и буду наслаждаться искусством наедине. Странно, не правда ли?
И вот, живет наш Алекс, добра наживает, не знает печали и горя, пока в один прекрасный момент он не оказывается в "ненужном месте в ненужное время". Он становится участником программы исправления. Однако, для того, чтобы исправиться полностью, мало быть просто участником. Надо хотеть измениться самому. А Алекс не хотел этого, поэтому эксперимент заведомо был обречен на поражение. Нельзя искоренить в человеке то, что есть в нем изначально. Скрытые задатки и привычки какое-то время можно прятать в себе, подавлять, но рано или поздно они все равно вылезут наружу. Это закон. Так и вышло с Алексом. Вот только в этот раз он получил за свои похождения сполна, столкнувшись с той самой жестокостью и агрессией, но уже по отношению к себе.
Тут в силу вступил всем нам хорошо известный закон бумеранга. Не желай никому зла, и будет тебе добро. Стремись к свету, делай хорошие поступки, думай о ближнем, помогай нуждающимся, не ожидая при этом отдачи, делай это просто так, от чистого сердца, безвозмездно, и будет тебе хорошо. По крайней мере, твоя совесть будет чиста перед самим собой.
Безумно понравился и нереально впечатлил авторский прием по включению самого себя в сюжет книги. Это было просто гениально. Невероятно сильно. Будоражаще. Просто unreal. У меня даже слов нет, дабы описать степень моей восторженности этим.
Возможно, большинство из вас спросят меня: "Так почему же все-таки заводной апельсин?", а я отвечу: "Потому что!". Ответ кроется в самой книге. В ее эпилоге, о котором я скажу чуть позже. Заводной, мои маленькие читатели, потому, что все мы, преступая порог детства и вступая во взрослую жизнь, ощущаем себя какой-то игрушкой в руках опытного кукловода. Мы стоим на пороге нового этапа в нашей жизни, когда должны решать, кто мы есть на самом деле, чем хотим заниматься по жизни и как жить дальше. Смешно, но как я могу решить, что делать в дальнейшем, скажем, лет эдак через 5, если у меня в супермаркете покупка йогурта вызывает колоссальные трудности и проблемы? Вот так и тут. Тебе стукнуло 17-19 лет. Тебя, маленького птенца выкинули из тепленького гнездышка в этот жуткий мир, сказали: "Иди вперед, делай что-то, веди себя соответственно возрасту"и ты идешь туда, не зная куда, за тем, не зная чем. Тебя в буквальном смысле слова "завели", и ты идешь строго по прямой, не в силах отклониться от заданного направления и от механизма. И в этом корень всех наших проблем.
Эпилог, вернее, последние странички книги меня лично просто тронули за душу. В них не было ровным счетом ничего особенного. Просто Алекс шел по улице и понял, что насилие больше его не прельщает потому, что он попросту повзрослел и его взгляды на жизнь коренным образом поменялись. Не знаю почему, но лично для меня это были самые сильные страницы за всю книгу.8140