Рецензия на книгу
Вокзал потерянных снов
Чайна Мьевиль
Аноним19 февраля 2017 г.Я долго ходила вокруг да около, не зная, как написать рецензию на столько масштабное, эпичное даже, литературное полотно, что вышло из под пера Чайны Мьёвиля. Потом махнула рукой: все равно ничего не выйдет - и это главное доказательство того, насколько же велик талант этого автора. Описать можно книгу, Мьёвиль создает МИР. И дарит мне новый любимый жанр - стим-панк. После Джорджа Мартина, который стал последним моим открытием такого рода, я впервые за несколько лет нахожу книгу-вселенную, окно, прорубленное в другую реальность, в которое можно просунуть голову и вдоволь её разглядывать.
Во многом потому Мьёвиль и обходится без разъяснений. Он не считает нужным предварять читателя рассказом о том, кто такие хепри, какты, переделанные, гаруды и водяные, почему они собрались вместе в городе со странным названием Нью-Кробюзон и что это за город. Читатель обо всем узнаёт сам, его швыряют в самую гущу событий, ранним утром он просыпается на шумной рыночной площади, рядом с торговцем зеленью, которому женщина-хепри сбрасывает из окна на веревке корзину со списком продуктов. И так постепенно мы узнаём о разных расах. Есть кактусы, живущие под куполом Оранжереи, их зеленые тела усеяны иголками, а вместо крови по жилам течет сок. Есть хепри с телом человека и головой жука-скарабея. Есть переделанные - это люди, которых за проступок подвергли наказанию в виде модификации и теперь их тела срослись с механическими частями машин. Есть водяные, которые держат таверны и заведуют судоходством. Есть гордые гаруды - люди-птицы, летающие высоко в небе и покрытые перьями. А кроме них, не считая людей, еще с пару десятков разных фантастических существ. Все они тем не менее как-то находят между собой общий язык, живут бок о бок, ходят в одни и те же забегаловки, балуются наркотой, печатают политические прокламации, бунтуют, бастуют, борятся за власть, берут взятки, воруют, убивают, влюбляются, рождаются и умирают. И это - жизнь большой населенной конгломерации техно-города Нью-Кробюзона со своим правительством, мэром и законами. Огромный мегаполис, настоящий город-государство, каким рисовали его еще старые фантасты у Мьёвиля приобретает какой-то сюрреалистический оттенок. Совершенно непонятно, что это за эпоха. У этих людей нет телефонов и интернета, зато в почете инженеры, маги, могущие телепатическим каналом связать двух людей на десятках километров друг от друга и ученые, работающие над изобретением нового вида энергии. И можно было бы бесконечно наблюдать за жизнью одной только этой пёстрой разношерстной толпы, но ведь Мьёвиль еще и сюжетную линию предлагает. В без того непонятном и незнакомом мире появляются вдруг существа даже ему чуждые - мотыльки, питающиеся снами и забирающие души и разум, от которых никто не знает способа избавиться или спастись.
И эта моя сумбурная мешанина описывает лишь поверхностно все то, о чем повествует Мьёвиль на страницах своего более чем 800-страничного труда. Бояться объемов, впрочем, не надо, страницы пролетают незаметно, а переплетенная стопка бумаги в конце концов начинает казаться еще одним хитроумным прибором из мастерских Нью-Кробюзона, предназначенных для путешествий в разные реальности.
1058