Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Вокзал потерянных снов

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним19 февраля 2017 г.

    Я долго ходила вокруг да около, не зная, как написать рецензию на столько масштабное, эпичное даже, литературное полотно, что вышло из под пера Чайны Мьёвиля. Потом махнула рукой: все равно ничего не выйдет - и это главное доказательство того, насколько же велик талант этого автора. Описать можно книгу, Мьёвиль создает МИР. И дарит мне новый любимый жанр - стим-панк. После Джорджа Мартина, который стал последним моим открытием такого рода, я впервые за несколько лет нахожу книгу-вселенную, окно, прорубленное в другую реальность, в которое можно просунуть голову и вдоволь её разглядывать.

    Во многом потому Мьёвиль и обходится без разъяснений. Он не считает нужным предварять читателя рассказом о том, кто такие хепри, какты, переделанные, гаруды и водяные, почему они собрались вместе в городе со странным названием Нью-Кробюзон и что это за город. Читатель обо всем узнаёт сам, его швыряют в самую гущу событий, ранним утром он просыпается на шумной рыночной площади, рядом с торговцем зеленью, которому женщина-хепри сбрасывает из окна на веревке корзину со списком продуктов. И так постепенно мы узнаём о разных расах. Есть кактусы, живущие под куполом Оранжереи, их зеленые тела усеяны иголками, а вместо крови по жилам течет сок. Есть хепри с телом человека и головой жука-скарабея. Есть переделанные - это люди, которых за проступок подвергли наказанию в виде модификации и теперь их тела срослись с механическими частями машин. Есть водяные, которые держат таверны и заведуют судоходством. Есть гордые гаруды - люди-птицы, летающие высоко в небе и покрытые перьями. А кроме них, не считая людей, еще с пару десятков разных фантастических существ. Все они тем не менее как-то находят между собой общий язык, живут бок о бок, ходят в одни и те же забегаловки, балуются наркотой, печатают политические прокламации, бунтуют, бастуют, борятся за власть, берут взятки, воруют, убивают, влюбляются, рождаются и умирают. И это - жизнь большой населенной конгломерации техно-города Нью-Кробюзона со своим правительством, мэром и законами. Огромный мегаполис, настоящий город-государство, каким рисовали его еще старые фантасты у Мьёвиля приобретает какой-то сюрреалистический оттенок. Совершенно непонятно, что это за эпоха. У этих людей нет телефонов и интернета, зато в почете инженеры, маги, могущие телепатическим каналом связать двух людей на десятках километров друг от друга и ученые, работающие над изобретением нового вида энергии. И можно было бы бесконечно наблюдать за жизнью одной только этой пёстрой разношерстной толпы, но ведь Мьёвиль еще и сюжетную линию предлагает. В без того непонятном и незнакомом мире появляются вдруг существа даже ему чуждые - мотыльки, питающиеся снами и забирающие души и разум, от которых никто не знает способа избавиться или спастись.

    И эта моя сумбурная мешанина описывает лишь поверхностно все то, о чем повествует Мьёвиль на страницах своего более чем 800-страничного труда. Бояться объемов, впрочем, не надо, страницы пролетают незаметно, а переплетенная стопка бумаги в конце концов начинает казаться еще одним хитроумным прибором из мастерских Нью-Кробюзона, предназначенных для путешествий в разные реальности.

    10
    58