Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в 2 томах. Том 2. Черный принц

Айрис Мёрдок

  • Аватар пользователя
    Аноним31 октября 2010 г.

    "Черный принц" - первый прочитанный мной роман Мердок; прочитанный на русском. И после этой книги у меня остались самые противоречивые чувства, не знаю, когда мне в следующий раз захочется взять с полки Мердок.

    (Как всегда, хочется сказать несколько слов о переводе. Мне он показался, прямо скажем, плохим (хотя Поливанова, кажется, лучше, чем Бернштейн), хотя по-честному я и не имею права голоса, так как не знаю, что в оригинале. Философские и иные рассуждения воспринимаются неплохо, но диалоги совершенно ведь деревянные, как и повествование в большинстве случаев! Полное ощущение, что это нечто среднее между подстрочником и окончательным переводом; все сырое насквозь. То же самое, что транскрипция английского слова кириллицей.)

    Что касается романа: субъективность переходит все границы. Я так отвыкла от такого рода произведений, где вообще нет повествователя, на резонера нет и намека. Здесь между автором и читателем построены такие стены частоколом в два ряда, что не хочется даже пытаться понять авторскую мысль.
    Демурова в заключительной статье пишет:


    Наконец, она [Мердок] снабжает его рассказ послесловиями действующих лиц, по-совему интерпретирующих личность Брэдли и его поступки. <...> Так писательница достигает объективизации исповеди Брэдли <...>

    Это старый прием, но в моей голове он не сработал, и все эти смехотворные, по-своему колоритные выступления героев остались сами по себе, не сложились ни в какую мозаику или картинку, взаимодействия не произошло. Все эти герои, каждый из которых тянет одеяло на себя, говорят одновременно, говорят диаметрально разные вещи, - это кошмар.

    Катастрофически сложно читать произведение, в котором тебе некому верить. А в "Черном принце" некому верить. И Бредли Пирсон, главный герой, которому вначале доверяешься, в итоге не оправдывает такого отношения. И дело не в том, что он до беспамятства влюбился в девушку на 40 лет младше себя, и не в том, что он бросил сестру, и не в его возможном сумасшествии; во всем вместе, в каких-то мелких поступках, в чертах характера. Сложно объяснить.

    Это какой-то кошмар. Ни один роман Достоевского не вводил меня в такой ужас, как "Черный принц" Мердок. Это не уныние, не грусть, это бессильный ужас; я читала и чувствовала себя, как во сне: все плохо, а сделать ничего не можешь, и приходиться просто смотреть.
    В романе нет ни одного честного героя. Я не говорю о положительности, это глупо, герои литературы давно не делятся на хороших и плохих; но все-таки так или иначе у кого-то из героев должно присутствовать понятие чести, честности. У Мердок все лгут как дышат. Они не в грязи, они все из этой грязи слеплены, персонажи как будто и не люди вовсе, они хорошо выделанные из грязной глины фигуры.
    Я не знаю ничего о произведениях Мердок, о ее взглядах, задачах, средствах; я не знаю ее времени. Но это не меняет вообще ничего ровным счетом. Количество лжи и предательств в романе доходит до абсурда. Нельзя одновременно столько и так нагло врать, тут же этому слепо и наивно верить, и тут же из-за этого вранья убиваться.
    Я читала и просто не понимала, что происходит. И сейчас не понимаю.

    (И при оценке таких книг у меня всегда возникает затруднение. С одной стороны, это книга мне не "понравилась". С другой, я не могу сказать, что она мне и "не понравилась" совсем (опять же, тут возникает несколько планов - чисто текстовой, сюжетный, персонажный, идейный и пр.). При этом она меня до глубины души поразила, и с этим нужно считаться, ничего не поделаешь.)

    29
    126