Рецензия на книгу
Полное собрание сочинений. Том 3. Межзвездный скиталец
Джек Лондон
yulluk14 февраля 2017 г.Материя - величайшая иллюзия
Кем стану я, вновь возродившись к жизни? Как знать! Как знать...Тайну жизни во всем ее многообразии, равно как и тайну смерти (= жизни после смерти) не дано познать никому. Что будет дальше? Идея беспросветного мрака вселяет мало оптимизма, но и в истории о приведениях, в свободное от небесных дел время наблюдающих за человечеством, тоже не очень-то верится. Точный, однозначный ответ так и не найден, а глубокие размышления по этому поводу того и гляди поместят тебя в состояние литургического сна - да и сумеешь ли ты определиться? В результате одни выбирают для себя наиболее приятную (наименее ужасную) идею, другие останавливаются на том, что вопрос не разрешен и вряд ли когда-нибудь будет разрешен, и идут дальше заниматься своими делами. Но вопрос этот время от времени вновь заставляет нас задуматься, а мы все также оказываемся несведущи и бессильны, отвечая на него.
Как вам, к примеру, идея вечной жизни? Иллюзорность материи, безграничность человеческой памяти, тысячи и тысячи жизней, к которым ты можешь периодически возвращаться... звучит заманчиво, неправда ли? Возьмем главного героя. Дамы и господа, разрешите представить: заключенный Фолсэмской тюрьмы Дэррел Стэндинг, приговоренный за разбитый нос надзирателя к смертной казни (абсурдно, знаю). Вы-то думали, наверно, что он тихо-мирно будет дожидаться судного дня за такое зверское преступление, но нет: один едва ли знакомый "коллега" удружил, подставив его, за что тот теперь отдыхает в люксовом номере одиночной камеры. Надзиратели, способствуя максимально приятному его времяпрепровождению там, как можно более туго затягивают рукава смирительной рубашки и оставляют так своего друга на денек-другой. Чего только он не изобретал: с мухами играл, с товарищами по несчастью перестукивался, но "отдыхать" таким образом предстояло немного-немало несколько дней, а без света, еды, питья, новостей об окружающем мире сделать это не так-то и просто. И тут один из друзей по перестукиванию рассказывает ему о т.н. "малой смерти", когда полностью контролируя свое тело, ты сначала заставляешь его умереть, а потом преспокойно путешествуешь себе по вселенной. "Дудки!" - подумал Стэндинг, но попробовать стоить. И тут понеслась: и рабом он был, и людьми правил, мальчишкой участвовал в великом переселении, претерпевал кораблекрушение, - короче говоря, за один вечер как ни старайся, не расскажешь. Прожив все судьбы одну за другой, он нашел для себя абсолютную истину, начало начал, основу всего: человек - не материя, в конце концов распадающаяся на миллионы, миллиарды мельчайших частиц и фактически перестающая существовать, а дух, вечный дух, после де-факто смерти обретающий пристанище в новой жизни, новой оболочке, не вечной, конечно же, но все же, и так до бесконечности, бесчисленные тысячи раз.
, я думаю, оптимальная оценка. Начало многообещающее: активно начинаешь представлять, в каких жизнях побывает наш главный герой. Но обещания эти едва ли оправдываются (естественно, только на мой субъективный взгляд): как-то уж больно сухо и неувлекательно. Судьбы, которые стоило бы раскрыть, описаны в лучшем случае на страницу; судьбы, которые можно было описать на странице, рассказываются на протяжении страниц 5-8. Хотелось, к тому же, большей временной разбежки: конечно, понимаешь, что все свои судьбы Стэндинг проживал в разных временных отрезках, но это именно понимается, а не чувствуется. Дальше герой достигает упомянутой абсолютной истины, заключение близко, как тут неожиданно оказывается, что все, произошедшее ранее, делалось, оказывается, исключительно ради женщин! Женщина - причина всего, любовь - основа основ. Нет, рассуждения на эту тему невероятно красивы и тронули меня до глубины души, но уж больно в такой поворот не верилось. Поэтому и оценка "4" - с одной стороны хорошо проработана идея, в суть ее нетрудно вникнуть даже недалекому читателю, но некоторые моменты уж больно изжеванны-пережеваны и предоставлены читателю не в самом лучшем виде, резко и не к месту.
P.S. Оказывается, кстати, что одно из действующих лиц романа - заключенный Эд Морелл - действительно существовал, а интервью с ним использовались при написании романа. После освобождения этот самый Морелл был частым гостем на ранчо Дж. Лондона.
7108