Рецензия на книгу
Время жить и время умирать
Эрих Мария Ремарк
Аноним12 февраля 2017 г.Книга из тех, о которых не вполне уверен, что надлежит сказать. Которые затрагивают самые серьёзные темы, ставят самые острые вопросы, что делает любое высказанное о книге мнение весомым и значимым, а значит возлагает на каждого из читателей большую ответственность. Было бы кощунством поминать об этой серьёзности только поверхностно, не углубляясь в подробности и, значит, лишая рассуждения масштабности.
Читатель сталкивается с ужасом войны, видит сомнения воспитанного на жёстких идеологических лозунгах солдата. Вспоминаются незабвенные слова прекрасного фильма Михаила Ромма "Обыкновенный фашизм": "А ведь была и другая Германия". Именно её зрителю и показывают. Мы видим самых обычных людей, страдающих и угнетённых, давно разочаровавшихся в собственных идеалах, но запуганных бесчеловечным режимом и не доверяющих никому, привыкших жить в постоянном страхе, но в то же время несмотря ни на что из последних сил сохраняющих веру в лучшую жизнь.
Книга - в этом огромная её заслуга - в очередной раз подчёркивает, что люди всегда будут оставаться людьми, а ослепляющая жажда власти, оправдывающая любую гнусность необходимостью не остановится ни перед чем. Что же, стоит теперь ненавидеть кого-то лишь за то, что они немцы, евреи, поляки, исповедуют иную религию, предпочитают иную пищу, привержены собственным, не похожим на ваши традициям? Разве все эти люди (речь сейчас о мыслящих людях, сознающих всю нелепость, глупость и неумолимость войны) вызывают в читателе ненависть? Эрнст Гребер, прозревший, потерявший веру в фюрера, понимающий, что война проиграна, но возвращающийся на фронт потому только, что иначе его расстреляют, что за его неосторожное поведение может пострадать и жена, может ли он вызвать ненависть? А старый учитель Польман, укрывающий беглого еврея и с болью сознающего, что, если молодому поколению фашистские установки вдалбливали с самого рождения, то они-то, поколение отцов, должны были хорошо сознавать, на что шли. Эта истинная боль настоящего гуманиста и патриота (патриота не Рейха, родного отечества), принимающего на себя всю тяжесть вины за то, что допустил эту войну, за то, что допустил то, что привело к войне, за то, во что этот режим превратил его соотечественников, лишив человеческого облика. Они могут вызвать только сочувствие. И, как это ни странно, но сочувствие вызывают и те, другие, запутавшиеся люди, не привыкшие и не желающие думать самостоятельно: Альфонс Биндинг и фрау Лизер, слепые фанатики, всецело преданные идеям фюрера. Но первый всего лишь заигравшийся в войну мальчишка из бедной семьи, который хорошо зажил при новой власти, обозлённый, безжалостный к противникам, но разве можно упрекнуть его в жадности? Как ни крути, товарищу он всё-таки помогал, хотя от него этого и не требовали - вот вам и человечность. А бедная женщина, супруга военного? Разве виновна она в собственном малодушии? Как можно допустить мысль о том, что супруг её воюет без причины, что он ушёл на смерть, и эта смерть бесполезна? Разумеется, она будет до последней минуты до остервенения доказывать всем благоразумие фюрера, и убеждать саму себя, что жертва её не напрасна: растить ребёнка в одиночку в военное время - занятие не из лёгких.
Несмотря на все эти ужасы, автор показывает нам, казалось бы, при таких обстоятельствах невозможное: среди бесконечных бомбёжек, отчаяния и смерти незыблемыми островками сияет жизнь, до того опьяняющая, притягательная и уверенная, что позволяет забыть обо всём остальном хотя бы на время. Жизнь до того настоящая, дерзкая, бросающая вызов всему происходящему вокруг: несмотря ни на что встречаются люди, рождаются дети, расцветают сады...
Книгу стоит читать уже за одно это ощущение бьющейся через край жизни на фоне всеобщей гибели и запустения. Невыразимый, пугающий, завораживающий контраст.
681