Рецензия на книгу
Море, море
Айрис Мёрдок
Аноним12 февраля 2017 г.Хотел бы я знать, что ещё ждёт паломника на кишащем демонами пути земной жизни
Книга Айрис Мердок «Море, море».
Книга о пересечении двух стихий, жизни и моря, о желаемом и действительном, о смысле и бессмыслице, о вечном и настоящем, о любви и времени.
Айрис Мердок английская писательница и философ. Изучала классическую филологию в Оксфордском университете и философию в Кембриджском университете, /позже преподавала философию/. Автор 26 романов, не считая пьес, стихов и философских работ. Была удостоена звания Дамы-Командора ордена Британской империи. В последние годы жизни болела болезнью Альцгеймера, умерла в 79 лет, в доме престарелых.
Чарльз Эрроуби, известный театральный режиссёр, в какой-то момент, /почти на пике славы в шестьдесят с лишним лет/, оставляет театр и уединяется относительно недалеко от Лондона в приобретённом для такого случая особняке на берегу моря. Незаметно наслаждение одиночеством переходит в откровенную скуку. Чарльз, человек творческий, начинает писать что-то наподобие дневниковых записок, подсознательно пытаясь разобраться в своей жизни, /как и в любого человека у него не всё было гладко, и не всем он был доволен/.
Зачем человек пишет, зачем выплёскивает на бумагу душу свою, кому это нужно, возможно в этом есть элемент самолюбования, самобичевания, самооправдания, самоискупления, элемент игры, попытка заглянуть в вечность, приобщиться к вечному, найти смысл в прожитом.
Так ли он прожил жизнь, как хотел, как предназначалось, как мог бы, если б не …«Жалел ли я, что так и не стал выдающимся актёром? Сколько раз задавали мне этот вопрос! Ну конечно жалел. Режиссёры всегда завидуют актёрам, и я подозреваю, что чуть ли не каждый великий режиссёр предпочёл бы быть великим актёром».
© Айрис Мердок «Море, море"
Актёр это, тот, кто подчиняется воле творца, вкладывая в игру свою душу. Актёру проще.
Режиссёру сложнее. Сложнее ему нужно балансировать на грани сна и яви, ибо надо не просто творить, а сотворить мир, в котором хотелось бы жить. Самому хотелось бы жить, иначе, кто поверит тебе. Режиссёр не играет, он руководит актёрами, он пытается донести до них свою мысль. Режиссёр несёт ответственность за правоту своей мысли. Улавливаешь?
Чарльз купается в море, ходит иногда в посёлок, /в лавку/, и пишет. Обо всём, что видит, обо всём, что приходит в голову, о доме, о кулинарии, о дальних и близких родственниках, о женщинах, которых любил, /а может это ему только казалось/, о театре. Обычная жизнь, обыкновенная старость, ничего особенного.
Ничего особенного, пока не приехала Розина, потом Лиззи, а потом Чарльз, случайно, /если бывают в жизни случайности/, встретил Хартли Фич, свою первую любовь. Не зря говорят, седина в голову, бес в ребро, не зря ж то именно из ребра сотворил Бог Еву. И захотелось Чарльзу, не то счастья недопознанного, не то в прошлое вернуться, не то немного жизнь подрежиссировать, /под себя любимого/. Да только вот за это время Хартли не только успела выйти замуж, а ещё и много лет прожить с нелюбимым мужем, усыновить ребёнка, и ребёнок успел вырасти. Жизнь. Она течёт не по нашим с тобой представлениям, она течёт по своим веками размеренным законам, она течёт и несёт нас за собой. А мы сопротивляемся, мы пытаемся плыть против течения, против логики, против морали.
Незаметно в уединённом доме Чарльза собрались почти все его друзья, сын Хартли, Титус, кузен Джеймс. Да так собрались, что чем-то мне сие действо напомнило Шекспира, его «Бурю», конечно, Чарльз и Джеймс не совсем Просперо и Ариэль, но, тем не менее, появилось ощущение, что, /скоро грянет буря/.
Ох, уж эти режиссёры на старости, всё то они свои театральные навыки в реальную жизнь перенести пытаются. И решил Чарльз похитить Хартли. Решил и похитил. Но дальше то что? А дальше всё пошло не по плану. И начал вырисовываться во всех отношениях тупик. Слишком тонкие грани любви и суррогата любви, то есть привязанности, они тоже много значат, рвать их то же, что рвать живую ткань. Жизнь не театр, пусть даже все вокруг актёры. Нельзя смотреть на жизнь с позиции чистого искусства, жизнь может питать искусство, но не более чем.«Всякое искусство искажает жизнь, подменивает её, а больше всего театр, потому что он так похож на жизнь – видишь живых людей, они ходят, разговаривают».
© Айрис Мердок «Море, море»
А в жизни люди ещё и думают, чувствуют, живут своим и только своим миром. Они живые, они не марионетки. Они живут не только причинно-следственной связью, не только прошлым, но и настоящим, и будущим, они живут интересами своих близких, они строят планы и разочаровываются и радуются мелочам. Их поведение не просчитать. Большей частью у них всё, не потому как, а вопреки тому, что.
И отвёз Чарльз Хартли обратно к мужу тирану Бену, с которым Хартли с радостью уехала, не то в Сидней, /Австралия/, не то ещё куда.
А приёмный сын Хартли, Титус, который мечтал стать актёром нелепо погиб в море.
А на Чарльза было совершено покушение, /его столкнули с моста/, но он не погиб в море, а был чудом спасён Джеймсом, с которым всю жизнь не ладил и который после того помер и оставил ему всё своё состояние.
Жизнь, она такая, она не поддаётся здравому смыслу, и воздействовать на её течение нам не под силу, мы не боги, мы обыкновенные люди. Мы недолго живём на этом свете и не всегда живём долго. Смысл нашей жизни нам не ведом, мы пытаемся, что-то вывести в коротком промежутке, отмеченном нам на этом свете, а он ускользает, растворяется в обыденном, в мечтах и снах наших. Такое вот оно, призрачное счастье людское.Добавлю к слову, в чем состоит один из секретов моей счастливой жизни: я так и не научился водить машину, не совершил хотя бы этой ошибки. Всегда находились люди, обычно женщины, жаждущие отвезти меня, куда только я захочу.
© Айрис Мердок «Море, море»
Кто-то хочет отвезти тебя туда, как ему представляется, ты в свою очередь хочешь, кого-то ты хочешь отвезти, туда, куда тебе представляется, что он хочет. Мы хотим, мы представляем, а всё не так, и накапливается годами не то истощение нервное, не то дисбаланс душевный.
Убежать бы куда, бросить всё, но от себя не убежишь, потому, как ты мечтаешь не столько об одиночестве в домике у моря, сколько о гармонии внутренней.
Домик у моря, отнюдь не панацея от душевной пустоты, от осознания бессмысленности своей жизни, от рутины и творческого застоя. Домик у моря, это всего лишь домик у моря, всё остальное, все твои беды у тебя в голове. Твои демоны, всегда и везде с тобой.
Откажись от поисков смысла, этот мир не тобой начался и не тобой окончится, твоё имя сотрётся в грядущих веках, если ты чего-то и достигнешь в жизни, то достижение станет лишь ступенькой к дальнейшим достижениям. Смысл жизни, материя сложная, рассуждения в домике у моря в его познании вряд ли помогут.
Своё счастье нужно искать в простых вещах. Я знаю это непросто, но единственное из того, что нам в этом плане доступно.
Главное не пытаться заглядывать в своё прошлое и загадывать своё будущее, не будить своих демонов голове и в сердце.________________
Николай Таранцов2111