Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Нон Лон Дон

Чайна Мьевиль

  • Аватар пользователя
    Аноним28 октября 2010 г.

    Наверное, это автор, на книги которого мне сложнее всего писать отзывы. Потому что в его текстах немыслимым образом сочетается столько всего, что нужно обладать его же талантом, чтобы оформить поток впечатлений во что-то связное. Но тем ни менее, я все равно пробую, потому что невозможно прочесть «Нон Лон Дон» и молчать об этом.
    Я все еще хорошо помню «Вокзал потерянных снов», другую его книгу, взрослую и тяжелую. После нее странно думать, что этот же автор мог написать детскую сказку – а «Нон Лон Дон» именно детская сказка. Поэтому здесь и линейность сюжета, и то самое строение фраз – но это такая же сказка, как «Алиса в Стране Чудес», с которой книга перекликается. Ее можно читать в десять, четырнадцать и двадцать, получать удовольствие каждый раз и каждый раз все видеть в новом свете. Я не люблю детские книги, но «Нон Лон Дон» понравился безумно – потому что это одновременно и сказка, и выворачивание всех сказок на свете наизнанку.
    В первой части это незаметно – не до того, тут проходит знакомство с героями и местом действия. Девочки со звучными именами Занна и Диба попадают в нонгород – будто отражение Лондона в кривом зеркале. По-моему, о городах никто не писал лучше Мьевилля, в них влюбляешься раз и навсегда – они атмосферны до невозможности. И в Нонлондоне с его блуждающими мостами, летающими автобусами, воздушными пиратами, рыночными площадями, Страной Крыш и районом, где живут привидения – в этом Нонлондоне и происходит все действо. Оно настолько сюрреалистично, что вначале задаешься вопросом, не принимал ли автор чего-нибудь, - впрочем, даже если принимал, это все равно в радость читать. Мусорные бачки оказываются ниндзя, у сломанных зонтиков есть свой король, кондукторы автобусов на самом деле – доблестные рыцари, а где-то в старом аббатстве есть загадочные черные окна, в которые ни в коем случае нельзя лазить (конечно, главная героиня туда полезет). Постепенно, впрочем, это перестает иметь значения, и уже не хватает сил удивляться тому, что лес находится в доме, а у болтливых диктаторов изо рта сыплются словеныши, которые потом тоже пускаются в путешествие – думаю, герои с именами Стеб и Прикид еще никому не встречались.
    И вот когда ты привык уже ко всему на свете, оказывается, что Мьевилль своей сказкой пародирует все остальные. Потому что Избранная спит дома, а девочка, которой отведена скромная роль «штуихи» идет спасать мир вместо нее. Идет, причем, напролом, перескакивая через все возможные ступеньки-испытания и сразу же идущая за устрашающей нонпушкой. Это все потому, что в уважаемой Книге пророчеств пророчества оказываются фальшивыми раз через раз, что ее, между прочим, очень обижает. У злобных призраков есть своя бюрократия, да и никакие они не злобные на самом деле. И при всей сказочности происходящего, где героям помогает человек с птичьей клеткой вместо головы, а родные с каждым часом их все быстрее забывают, главный злодей здесь совсем несказочный. Это Смог, и камни в огород политиков, ответственных за защиту окружающей среды, полетят даже в детской сказке.
    Все-таки я безнадежно люблю Мьевилля с его текстами, подтекстами, городами, безумными героями воплощающими безумные идеи и потрясающий язык, которым это все написано.

    22
    74