Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Atonement

Ian McEwan

  • Аватар пользователя
    Аноним5 февраля 2017 г.

    Переписанная жизнь

    Хочешь, я расскажу тебе историю?

    Жила одна девочка, которая любила порядок и определённость. Но реальный мир отталкивал её, потому как не было у неё власти подчинить его своим правилам. А девочке очень хотелось, чтобы чёрное было чёрным и белое – белым. И открыла для себя девочка новый мир – мир фантазий и выдумок, и чувствовала себя его властительницей. Но однажды, против своей воли, заглянула она за кулисы взрослой жизни. Пелена упала с её глаз, и поняла девочка, как наивен и глуп был выдуманный ею мир, как глубок и притягателен вновь открытый. Тогда она решила, что отныне тоже будет взрослой: решительной и непреклонной, милосердной и жестокой. Той, кто защитит слабых и покарает угнетателей. Одного она не учла: что так и осталась ребёнком, а взрослый мир не любит, когда с ним играют маленькие девочки. Он не делает скидку на возраст и ничего не прощает.

    Ты ведь узнаёшь себя, правда, Брайони?

    Действующие лица

    Брайони

    Упрямая мечтательница, ограниченная рамками выдуманных историй. В начале романа она проходит через важный этап становления личности. «Уже не девочка, но ещё и не девушка» – избитая фраза как нельзя лучше описывает юную героиню. В тот роковой день она открывает для себя совершенно новый мир и с разбегу, как в бассейн, ныряет в него. Она не догадывается о последствиях – её о них не предупредили. Для взрослых она всё та же малышка, милый, впечатлительный ребёнок. А дети совершают шалости, не преступления. И разве они способны на подлую ложь или манипуляцию?

    Если бы взрослые отвлеклись от своих проблем, то могли бы заметить, что «малышка» превратилась в импульсивную, впечатлительную, склонную к драматизации девочку-подростка – тревожный сигнал, требующий искреннего участия. Но Эмилию волнует только начинающаяся мигрень. Да и не авторитет она в этом доме. Сестра не может разобраться со своей жизнью. Брат вряд ли способен понять тревоги младшей сестры. В итоге её единственным слушателем становится 15-летняя кузина. Помню, как мама говорила: «Будут проблемы, иди за советом ко мне, а не к подружке». Я, конечно, не всегда её слушала, но как она была права! Хуже одного «знающего» подростка могут быть только двое.

    Маленькая, глупая Брайони. Ты пыталась подчинить себе взрослый мир, но не смогла подчинить даже собственное воображение. Оно вырвалось наружу, неуправляемое, как стихийное бедствие, и разрушительным вихрем пронеслось по жизни близких тебе людей. Ты затеяла написать собственную историю, а в результате вмешалась в чужую.

    продолжение

    Лола

    Ещё одна возомнившая себя взрослой девчонка. Капризная, самовлюблённая королева драмы. К тому же искусный манипулятор. Ах, Брайони, зачем ты ей доверилась? Всё происходящее вокруг Лола непременно использует в своих целях. Она получила выгоду даже от разыгравшейся той ночью драмы.

    Пол Маршалл

    Истинный злодей, образ которого так и просится на страницы новой истории Брайони. Подлый, неприятный, беспринципный, скрывающийся под прозорливого предпринимателя. Вы думали, что темнота обеспечит вам анонимность, а показания 13-летней девчонки отведут подозрения, но вы и не подозревали, с кем связываетесь, верно, мистер Маршалл? Он полагал, что деньги и высокое положение сделают его королём мира, но он стал лишь мужем королевы. Собственное преступление обернулось против него. Неважно, из каких соображений он женился на Лоле. Тот брак не был актом доброй воли, союзом двух влюблённых, это был шантаж. Брайони свидетельствовала против невиновного, но Лола знала своего обидчика и отдавала себе полный отчёт, какое сокровище оказалось в её руках. Нет, я не жалею его, я – как это низко – злорадствую!

    Несколько лет с упрямством ребёнка и самоотверженностью, достойной героини одного из своих рассказов, ты корила себя за содеянное. Пыталась заглушить муки совести словами, но не действиями. Не потому ли, что, жалея Робби с Сесилией, всегда жалела только себя? Пустое самобичевание отложило миг прозрения, и всё же настало время, когда ты поняла очевидную истину: у тебя были сообщники. Двоих ты обнаружила сама. Но их было больше.

    Толлисы

    Они знали Робби с самого детства. Он рос у них на глазах, но никто и пальцем не пошевелил, чтобы защитить его. Они отвернулись от него, словно только и ждали подходящего момента.

    Самая бесхитростная мотивация у Леона. Или правильнее – отсутствие таковой. Он бесхарактерный, избегающий ответственности молодой человек, привыкший плыть по течению. Он не стал бы «напрягаться» даже ради себя, что уж говорить о другом.

    Иное дело Эмилия. Она сколько угодно может скрываться от материнских обязанностей в темноте спальни, страдая от приступа мигрени. Но она – орлица, ревностно оберегающая родовое гнездо, и Робби для неё – нарушитель законной границы. А от нарушителей необходимо избавляться. Самой Эмили не хватает коварства и хитрости, чтобы сделать это своими руками, но судьба предоставила ей шанс.

    И последний – Джек. Многие годы он покровительствует Тёрнеру, опекает его, как дядюшка – рано осиротевшего племянника. Но за добротой скрывается самолюбование. Толлиса-старшего интересует только собственная роль благодетеля, а вовсе не благополучие молодого человека. Именно поэтому в роковой момент глава семейства умывает руки, сославшись на неотложные дела.

    Робби оказался для них собачкой, милым домашним питомцем. Такие подберут бедолагу на улице, приютят, обогреют и приласкают, возможно, даже полюбят. Но когда он погибнет под колёсами "роллс-ройса", вздохнут с облегчением – всё-таки от собак столько грязи!

    Ты придумала красивый финал. «Мне нравится думать…». Милая Брайони, можешь обманывать читателей, но не обманывай себя: они не жили долго и счастливо и умерли в разные дни. Сколько бы сообщников у тебя ни было, начало той чудовищной лжи положено тобой. Искупления не было и быть не могло. А эта попытка… Малодушное оправдание собственной жестокости. Внутри ты осталась всё той же 13-летней девочкой, готовой в любой момент убежать от реальности, чем регулярно пользовалась на протяжении всей жизни. Даже в старости ты так и осталась маленькой фантазёркой, для которой реальность оказалась непосильной ношей, потому что тогда, в 1935-м, ты предала не только их, ты предала себя. Боль разлуки двух влюблённых утишила война, ты живёшь со своей болью всю оставшуюся жизнь. Эта книга нужна не им, она нужна тебе. Пора простить себя...

    Робби и Сесилия

    Эта пара неспроста оказалась в конце списка. О них сказать решительно нечего. Персонажи пресные, немного шаблонные. Нет, их судьба не прошла «мимо» меня, я искренне переживала за них. Но если подумать, их история, являясь стержнем сюжета, не блещет оригинальностью. Предательство, ложь, война разлучили многих. В общем, вставайте в очередь, ребята.

    ***

    Роман оставил приятное впечатление, такое же ровное и спокойное, как само повествование. И всё же была одна деталь, которая стала персональной ложкой дёгтя – предвосхищение событий. Признаюсь, я очень не люблю подобные заигрывания с читателем. Автор как бы заранее сообщает: «Ничего-ничего. Сейчас тебе, возможно, скучно. Потерпи, скоро ты такое узнаешь!..».

    «…через пятьдесят лет она будет вспоминать тот день…», «…если бы он знал тогда…», «…это решение, как понял он впоследствии, и перевернуло всю его жизнь…» – подобные фразы заранее сообщают, что она не умрёт молодой, убитая горем и войной, а доживёт до глубокой старости, что с ним случится нечто значительное, а тот день станет началом новой системы жизненных координат. И произойдёт это с минуты на минуту. Иначе говоря, интрига создана, но эффект неожиданности пропал.

    9
    94