Рецензия на книгу
The Perks of Being a Wallflower
Stephen Chbosky
47olya4 февраля 2017 г.«Хорошо быть тихоней», утверждает Стивен Чбоски.
А почему он так решил? Его главный персонаж – безусловно, тихоня. Ну, потому что болезненный, всё у психиатров лечится. Впечатлительный мальчик, про таких говорят «с тонкой душевной организацией». Младший ребёнок в семье стопроцентных американцев.
Может, американцам и понятно, почему тихоней быть хорошо, а мне – нет. Он только учится хорошо и читает много, а в остальном – сплошные проблемы: переход в новые классы боится, наркотики принимает с осложнениями в отличие от других. В личной жизни тоже трудности – то влюбится в девушку старше из старших классов, то не справился в первое свидание, то заигрывает с девушкой, которая ему не нравится. И всё пишет письма кому-то, всё ему надо кому-то «выливать» свои переживания, а бесед у психолога недостаточно, видно, он психологу мало доверяет.
Так в чём ему хорошо? Что благодаря такой своей натуре он чуть почище своих одноклассников? Опуститься и распуститься так, как большинство, у него не получается. И он сам не знает, это хорошо ли, что он такой, или плохо и надо быть таким, как все.
Чбоски явно указывает, что образец для него «Над пропастью во ржи». Хотя и «Хлеб с ветчиной» про то же, про взросление в школе. У всех трех авторов описываются разные социальные группы: у Сэлинджера – ученики элитарной школы, у Буковски – «социальные низы», то ли безработные, то ли малооплачиваемые. У Чбоски – образцовая семья «средних американцев» периода 1991 – 92 гг., когда США неожиданно для себя стали победителями в «холодной войне». Персонажи Чбоски никаких побед не заметили совершенно. У них «секс, наркотики, рок-н-ролл» плюс карьера. Больше ничего. А этот мальчик очень наблюдательный, при этом никого не осуждает, поэтому много понимает. И его наблюдения читать интересно.
Но вот роман Сэлинджера он хоть и любит, но сам не «из этого романа». Герой Сэлинджера бежит, то есть отвергает свой элитарный мирок, считает его слишком безнравственным и лицемерным. У Чбоски герой никуда не бежит, потому что не может, и никого не судит, потому что лицемеров нет, все стремятся к честности.
Но и бороться за выживание, как герой Буковски, он не может. Он совсем не способен жить при социал-дарвинизме. Как же там неоконы тритий десяток лет у власти? Ведь все идеи из этой книги никуда не исчезли со временем.) В 1999-ом она была издана, в 2012-ом экранизирована. И все актуальна. Язык Чбоски следует отметить: он плохой, но этим и хорош. Он почти подростковым языком пишет. Поэтому книга второй десяток лет считается культовой среди подростков США, Жаль, что у нас она идет 18+. Взрослым всё это гораздо менее важно, чем 14-18-летним.529