Рецензия на книгу
Всё предельно
Стивен Кинг
Аноним1 февраля 2017 г.Наверно, я уже немного устал от Кинга, когда брался за этот сборник, поэтому возвращался я к нему редко, больше отвлекаясь на совсем иную литературу, и чтение растянулось аж на почти два года. Но этой зимой я взял себя в руки и осилил оставшуюся половину рассказов. Кое-что я успел подзабыть, но основное помню и теперь хочу поделиться мнением. Пройдусь очень кратенько по всем рассказам и повестям.
1. «Секционный зал №4»
Начали за здравие. Отличнейшая история о человеке, попавшем в безвыходное положение. Рассказ держит в напряжении до самого конца, а щепотка злой иронии только усиливает воздействие на читателя.
2. «Человек в черном костюме»
Достаточно атмосферный рассказ о встрече с дьяволом. С другой стороны, ничего принципиально нового. Для ценителей такого жанра подойдет, разок почитать.
3. «Всё, что ты любил когда-то, ветром унесет»
Одно из сильнейших произведений, вошедших в сборник. Во-первых, интересна сама идея обыграть в рассказе каким-то образом собственное хобби - собирать "настенные" надписи. А во-вторых, в рамках такого короткого текста Кингу удалось создать одного из самых живых персонажей, какие когда-либо встречались на страницах его книг. Поэтому рассказ получился особенно трогательным. Как говорится, "если не заплакал, то ты бездушная тварь".
4. «Смерть Джека Гамильтона»
Изнанка гангстерской души. Взяв за основу реальные события, Кинг сумел взглянуть на жизнь чикагской мафии с той стороны, с которой ее обычно не принято показывать. Получилось немного сопливо, но в целом интересно.
5. «В комнате смерти»
В предисловии Кинг писал, что хотел довести этот рассказ до хэппи-энда, каким бы нереалистичным он ни оказался. Опять же безвыходное положение, только на этот раз главный герой оказался не парализованным в морге, а в закрытой комнате со связанными руками, беседующий с представителями власти чужой страны. Всё бы было отлично: и саспенс на месте, и обязательный психологизм, но, как известно, Кинг не только мастер ужаса и психологического триллера, но и мастер сливать концовки. Внезапная перемена курса к счастливой, но противоречащей логике развязке подпортила рассказ.
6. «Смиренные сестры Элурии»
Честно скажу - "Темную башню" еще не читал. Но как и обещал в предисловии Кинг, это не помешает насладиться повестью. Так и получилось. Очень хорошо прописанный мир и неординарный подход к вампирской тематике. Роланд - по крайней мере, здесь - показался картонным как персонаж, но это особенность, наверно, почти всех произведений фэнтэзийного жанра.
7. «Всё предельно»
Вообще меня очень удивило, что название сборника совпадает с заглавием именно этой повести. Абсолютно серенькое и ничем не выделяющееся произведение. Кинг опять решил поиграться с темой "сияния" (по крайней мере, так это было в том переводе, который я читал), только в чуть-чуть ином ключе. Редкие эпизоды, где главный герой проявляет свои способности, по большей части совершенно бесцветные. Хотя открытая концовка, вселяющая надежду на счастливый исход, весьма порадовала.
8. «Теория домашних любимцев: постулат Л.Т.»
В какой-то степени забавная семейная драма с элементом ужастика про маньяка, правда, о последнем говорится постольку-поскольку, ни разу не появившийся собственной персоной персонаж вводится, чтобы более точно передать чувства главного героя. Не очень типичное для Кинга произведение, но вообще по-своему интересно.
9. «Дорожный ужас прет на север»
Вот оно! Вот еще один по-настоящему сильный рассказ. Признаться, меня никогда особо не пугали произведения Кинга, но в этот раз снимаю шляпу: было жутковато. И дело даже не в сюжетной оболочке, сколько в атмосфере и медленно нарастающей тревоге. Похожие чувства испытывал от чтения "Дьюма-Ки".
10. «Завтрак в "Кафе Готэм"»
Рассказ начинается как еще одна семейная драма. И внезапно в самой середине всё разрушается, и начинается какой-то бардак. Первая ассоциация - творчество Сорокина. Но в данном случае такая резкая сюжетная перемена пошла рассказу на пользу, и именно эта внезапность прибавила "Завтраку" особого шарма.
11. «Чувство, которое словами можно выразить только по-французски»
Рассказ очень на любителя. Если вы пришли за сюжетом, то тут вам делать нечего. А вот если хотите философии и пищи для размышлений, если хотите сложных и непонятных метафор, до смысла которых надо докапываться, то вы наверняка сможете по-достоинству оценить этот сюрреалистичный рассказ.
12. «1408»
Тот случай, когда произведение обрело популярность, скорее всего, из-за экранизации. Уж не знаю, что там с фильмом - честно, не смотрел, но не думаю, что повесть об ужасном номере в отеле могла бы обрести популярность самостоятельно. Самое интересное, что тут есть - это диалог Энслина с заведующим отеля. А вот происходящее непосредственно в номере описано слишком уж сумбурно, и слишком уж быстро развиваются события.
13. «Катаясь на "Пуле"»
Рассказ интересен с точки зрения морали. Перед героем встает этическая дилемма: отдать мертвецу свою жизнь или жизнь умирающей матери. Чисто сюжетно рассказ показался немного тягомотным, но Кинг умело передал через хоррор рассуждения о некоторых аспектах природы человеческих отношений.
14. «Счастливый четвертак». Простенькая история, о которой и сказать толком нечего. Достаточно очевидный ответ на вопрос о том, что такое счастье.
Вердикт: крепкая четверочка, но в целом ожидал от сборника большего.
6410