Рецензия на книгу
The Man of Property
John Galsworthy
Аноним1 февраля 2017 г.Эту книгу я перечитывала. И причем читала впервые ее я не так давно, всего несколько лет назад. Это важно? Да, я считаю, это важно. Потому что всего за несколько лет у меня произошла небольшая смена парадигмы, переориентация с Ах-ах, бедная несчастная Ирэн, заточили в тюрьму, не выпускают, на реакцию наоборот. И даже не столько на одобрение Сомса, сколько изменилось восприятие картины в целом. Нет, я до сих пор немного на стороне Ирэн. Я считаю, женщина должна иметь право любить кого хочет, выходить замуж за кого хочет, и уходить из этого замужа, если ей там не понравилось. Свобода воли, свобода чувств, вообще свобода - краеугольный камень моей личной жизненной философии, и, мнится мне, не только моей. В те времена свобода женщинам могла только сниться, хотя... тут тоже не обойтись без хотя. Выходя замуж, Ирэн ведь на деньги польстилась, и что хотела, то и получила. Можно на этом в принципе остановиться, и начать обвинять во всем ее. Но любви ей хотелось тоже. И тут возникает эта несносная проблема XIX века, когда курица - не птица, женщина - не человек, а приложение к мужу. Я определяю для себя отношение к Ирэн теперь так - это симпатия к женщине как к символу, но не как к конкретной женщине. Как символ - она прекрасна, но и то Марианна как символ Франции прекраснее во сто тыщ раз, потому что хоть на баррикады взобралась, а эта что? Кукла, кукла и есть. Как женщина она меня бесит, раздражает, вымораживает, так и стукнула бы, потрясла бы, эй, в тебе есть какие-то эмоции, или ты фарфоровое нечто, манекен? Ты можешь возразить? Или только запереться в комнате? Вечно печальное лицо с золотым ореолом волос и теплыми карими глазами. Ну, на картонке можно изобразить. Вот таких неживых женщин и хочется в собственность приобрести, что с ней еще делать-то? Так что Сомс в каком-то смысле даже прав.
Сомс в этой книге, однако, все так же антипатичен, сухарь с загребущими руками, все что мое, то "моя прелессссть", но и тут отношение поменялось. Он дитя своего века и своей среды, буржуа, другим он особенно быть и не мог. И если в особенность Старого Джолиона я легко верю, он не так далеко ушел от своего предка, то Сомс - истинный представитель века. Не подходит ему Ирэн, но ведь так хочется ее, вот эту "статуэтку", она так подходит к интерьерам. Он строит в голове идеальные картинки, и не понимает, что даже у этой статуи есть желания. Эмпатии ноль.
Первая книга, как никакая другая, завязана на этих героях, и отчетливо видно отношение автора к каждому. К старому поклоению - симпатия, к Ирэн - любовь, к Сомсу - отвращение. Однако, читая следующие книги Саги, невозможно не отметить всевозрастающую симпатию Голсуорси и к Сомсу тоже. Возможно, это связано с медленным отмиранием таких буржуазных, но милых сердцу автора, порядков викторианской Англии. Оглядываясь назад, видишь, что Сомс вовсе даже неплох, и пусть он в каком-то смысле соперник, он все еще из той эпохи, современник, а новые люди - уже другие. Ностальгия, сентиментальность по ушедшему - вот что в основе будет лежать дальше.
Люблю эту книгу, и хочется надеяться, что перечитывая ее в третий раз, я увижу что-то еще, что лежит еще глубже.
411K