Рецензия на книгу
Толстая тетрадь
Агота Кристоф
Seicatsu27 января 2017 г.Совсем недавно в прокат вышел фильм "Рай", я его пока не посмотрела, но в одном из интервью, А. Кончаловский, говорил о том, что историю о концлагере нельзя показать в цвете. Эта идея мне очень близка.
В каждом читателе живет режиссер, который снимает авторское кино о прочитанном. Мои "фильмы" бывают и цветными, и черно-белыми, и черно-серыми, самыми разными. Повествование А. Кристоф преобразовывалось в моем воображении в картину преимущественно черно-серую. Простота жестокости, или жестокость простоты делали ее такой. Этот совсем не стильный, тусклый черно-серый (а бывает и другой) показывал немое страдание, всеобъемлющее молчаливое несчастье каждого героя книги. На этом сером фоне зло какого-то "Не-Бога", как говорится в книге, просто делало свое дело - заставляло близнецов делать больно себе и другим, чтобы позднее ничего не чувствовать, убивало тех немногих близких им людей... Казалось тут есть место эмоциям лишь одного человека читателя, но периодически мне казалось, что эти черствые сердца начинают биться быстрее. И фильм вдруг становился светло-золотистым, как волосы близнецов, ослепительно-солнечным, ярким, но холодным. Все представало в новом цвете, когда появлялась надежда на прекращение страданий, на новую жизнь, когда появлялась мать близнецов с ребенком на руках, их отец, когда Антония привезла Клауса к своим родителям и т.д. Но эта ослепительно-солнечная картинка кратковременна, и являлась предзнаменованием новых, более страшных бед.
Есть книги, которые читаешь просто потому, что чувствуешь необъяснимую потребность проскользить глазами по всем этим строчкам. Такой книге не задаешь вопросов, ее не будешь рекомендовать. "Толстая тетрадь", на самом деле, ужасна, но она оказалась той, книгой, которою мне было важно просто прочитать.5114