Рецензия на книгу
Of Mice and Men
John Steinbeck
Аноним26 января 2017 г.Попробую написать рецензию в кинематографическом направлении "догма 95".
Хочется сразу предупредить о кинематографическом пуантилизме - зернистости "кадра" и подрагивании ручной "камеры".
Место действия найдено : живописная долина Солидад, что с испанского переводится как "одиночество", голубая, тихая река Салинас, т.е. солёная река, река скорби.
Настраиваю камеру : тени листвы на траве, тёмный блеск глаз мышонка. А это что за кнопка? ....................
................................................................. ть : идиотское выражение лица, голубые глаза, оступившаяся бровь.... фух, наконец-то : солнечная поляна, на которой какая-то милая девушка, закрыв глаза, лёжа, разучивает роль : " Вы встретили меня у гор, у заводи реки...". Поправляет очки, говорит что-то о феминизме души и мечты ( на этих словах девушка как-то хорошо улыбается), об одиночестве и бегстве, Князе Мышкине Достоевского и Зелёной миле Стивена Кинга...
Нет, идея с "камерой" не получится, да и с техникой я не очень дружу : с детства у меня вечно всё горело, ломалось в руках.Итак, по залитой солнцем поляне идут два человека : Джордж Мильтон, маленький, крепкий человек в ковбойской шляпе; позади него идёт, чуть волоча по-медвежьи ноги, его друг, большой, неуклюжий, да к тому же умственно отсталый , Ленни Смолл. Куда они идут? Устраиваться на работу с зерном на ферму. Откуда они идут? С севера, откуда им пришлось бежать, т.к. Ленни, желая погладить одну девушку, не рассчитал сил, и она закричала, вырвалась, подняла шум...
О чём они мечтают сидя ночью возле костра? Они не такие как все... Однажды, заработав много денег, они купят домик у тихой реки, заведут кроликов, разведут сад, и по вечерам будут сидеть у камина и слушать дождь, слушать ночь : слушать своё тихое сердце, так похожее на робкого мышонка, вечно куда-то спешащего, грустно шуршащего за тонкой стеной быта.
Шустрое сердечко, дрожащее в темноте одиночества : вот ночь крадётся кошкой, норовя своим острым коготком звезды, поиграть сердечком, вонзая "коготок" глубже чем обычно...
Ленни что-то трогает в кармане на груди. Джордж спрашивает : "что там у тебя, покажи", - "Ничего там нет" - говорит Ленни, - и прячет что-то зажавший кулак. "А там что"- спрашивает Джордж? А там мышь. Мёртвая мышь. Ленни, в своей тоске по ласке и теплу, хотел её погладить, и сломал ей хребет.
Потому Ленни и нравится, когда его друг рассказывает ему окрашенные эдемическими красками мечты о домике, саде, кроликах, которых можно погладить, не убив их. ( Возможно, в метафизическом далёко прошлого, у Ленни и Джорджа были иные имена, иной пол - мужчина и женщина,- и более возвышенные мечты... Возможно, в дальнейшем, от этой памяти о рае, останутся ещё более печальные рудименты мечты..)- Что там у нас на ужин, Джордж ?
- Бобы.
- С соусом? Я люблю с соусом...
- Нет у нас соуса, Ленни; вечно ты хочешь того, чего нет.
Итак, перед нами притча о потерянном ии возвращённом рае ( на что намекает фамилия Джорджа - Мильтон), притча о вечных агасферах : теле и душе, странствующих сквозь века и народы.
У души каждого века, народа, культуры, есть свои мечты о невозможном, о том, чего нет, но без чего жизнь превращается в прозу и тюрьму быта (быт - одичавшее, сходящее с ума бытие).
Что было бы с Джорджем, если бы его оставил Ленни, словно неповоротливая душа, которой мало места в мире, и которая, словно бодлеровский альбатрос, волочит свои крылья по земле, а толпа глумится над его неуклюжестью?
Человек без надежды и души, живёт вспять, обращая в неразумное животное, с идеалами сытости и пользы, в своих "нежных" объятиях ломая хребет природы. Вот и в душе Джорджа, ночью, словно мыши, пробегают тёмные мысли о девочках в гостиницах, гулянках...
Душа и надежда без человека, живут в себя, не сознают себя, словно природа, бормоча что-то странное, нежное цветами, звёздами, дыханием земли, порою, в своей жажде человечности и тепла, устав от одиночества, убивающей в своих объятиях целые города. Вот так и Ленни мечтает уйти ото всех в природу, смотреть на звёзды...
Душа и тело, человек и мечта - не могут друг без друга. Но и вместе им не так уж и легко, но всё же опираясь друг на друга, словно невесомые ступеньки сердцебиений в воздух и свет, они покидают привычные, земные опоры, в последний раз опираясь на одиночество земли, чтобы хорошенько оттолкнуться, и потому это похоже на бегство от одиночества в той же мере, в какой иные поэты опираются на порок, дабы в его ночи ярче вспыхнула путеводная звезда чистой красоты и любви, которая одна ведёт к вновь обретённому раю, к Беатриче.
А пока, пока... сама любовь на этой грустной земле, похожа на неуклюжего, порою безумного, а порой ненормального увольня - Ленни, в объятиях которой содрогаются, с каким-то тёмным и жалобным писком, сердца людей, полыхают революции и войны, томясь смутной мечтой о нездешнем, чего нет.
Но неужели высшая мечта и любовь, обречены на земле на распятие, на невозможность, замыкая тем самым мысль о себе, невозможных?
Джордж и Ленни устраиваются на работу в своём возвращённом и заросшем дикими травами раю, и как положено в раю, их поджидает соблазнительница Лилит, променявшая мечты о нездешнем на земные мечты, и потому проснувшейся в один "прекрасный" день пошленькой Евой, чьё белое тело обвивает своими тёмными руками, всё тот же вечный "змий", с кудрявой головой горгоны.
Всё вернулось к своему истоку. Вновь схлестнётся человеческое и природное, вечное и бесчеловечное. Произойдёт.... - на этом месте должен быть спойлер... Свидригайлов, Синяя птица... и человек в очередной раз утратит свой обретённый рай, бежа из него, и солнце навалится на него, отбросив за его плечами, на дерево, реку и дом, неуклюжую, исполинскую, вечно-отсталую тень, которая всегда будет следовать за ним, пока человек не почувствует любовь в себе, как солнце жизни, для которого нет теней, как нет и земных, ветхих понятий о добре и зле, теле и душе... и для которой рай - это она сама, и то, что отражает её вечный свет.22505