Рецензия на книгу
The End of Mr. Y
Scarlett Thomas
Аноним24 января 2017 г.ВНИМАНИЕ, ВОЗМОЖНЫ СПОЙЛЕРЫ!
«Если бы вы знали, что книга проклята, вы бы стали её читать?». Разумеется. «Наваждение Люмаса» точно проклято, иначе бы я не нашла его на дальней полке в библиотеке. Книга завлекла меня своей обложкой, очаровала аннотацией, затянула в омут повествования, а потом – концовка. И вот печатаю я рецензию, прикидывая, через сколько часов я умру от разочарования.
Но до концовки было много хорошего, да и мои впечатления субъективны.
О завязке романа можно прочитать в аннотации: из-за неожиданных совпадений и нелепых случайностей в руки Эриел Манто, аспирантки, пишущей диссертацию по мыслительным экспериментам, попадает бесценный экземпляр «Наваждения» учёного Томаса Люмаса. Героиня великолепна, вплоть до концовки, где с ней случается резкий приступ ООС («Сестра, принесите святой воды, срочно!») Её внутренний мир поразителен в своей мрачной красоте. К тому же, она хорошо образованна и знает, много вещей о физике и философии, кварках и тропах, атомах и метафорах – и это безумно интересно, а если вы ещё и читали философов, к чьим идеям она обращается, вам будет вдвойне интереснее. Кроме того, она вегетарианка (мне как-то редко попадались подобные героини). Но нет, на первый план выходит отнюдь не склонность Эриел называть мясо «мертвечиной». Скарлетт Томас наделяет героиню склонностью к саморазрушению (селфхарму). Это очень важная проблема, но всё останавливается на её сексуализации. Да, ведь селфхарм это художественное разрезание вен, резьба по коже и жёсткий секс. Конечно, всё именно так! (нет)
Идея тропосферы и мира из слов мне были очень близки, в отличии от довольно стереотипной идее о злых американских спецслужбах. Путешествие Эриел по чужим сознаниям захватывает дух. Показать сознание изнутри –«невероятно амбициозный замысел». И, да, писательнице это удалось. За каждой дверью, каждой возможностью – своя история. Быстрые зарисовки из жизни учениц частной школы, куда по тропосфере добирается Эриел – пожалуй, моё любимое место романа. Конечно, я бы не отказалась увидеть больше – больше ночного города с неоновыми вывесками, больше богов наподобие мудрого Аполлона Сминфея, больше мышей, которые тут не менее важные герои, чем люди. И мыши здесь лучше людей хотя бы потому, что не так лицемерны. Мыши не прячутся за философией и не ищут в занятиях сексом великой духовности, мыши просто стремятся домой.
Но если тут чего и недостаточно, так это моральной стороны вопроса: почему всё-таки нельзя вмешиваться в тропосферу и стирать Гитлера, если всё вокруг тлен и парадокс, и действия Эриел не приведут к выходу в прокат сиквела Большого Взрыва или ещё какой-нибудь катастрофе? В романе это было буквально как-то так:
Эриел: Время изменить мир к лучшему и стереть Гитлера, раз пошла такая пляска, и я впервые что-то решаю.
Адам: Не надо.
Эриел: Почему?
Адам: мямлит что-то про историю и что ничего они не меняют
Любовная линия (если уж говорить об Адаме) написана откровенно слабо: не просто топорно, но и ещё и левой ногой. Впрочем, можно сказать и по-другому: Скарлетт Томас придерживается канонов, заложенных ещё в греческом романе (писательница любит отсылки к античности, судя по всему). У нас есть фантастически красивая девушка и умопомрачительно прекрасный юноша, они встречаются и мгновенно влюбляются друг в друга (нет, конечно, такая штука как «секс на первом свидании» существует, но с каких это пор это вдруг стало гарантией вечной и чистой любви?). Преодолев все препятствия, влюблённые воссоединяются, оставшись верными, чистыми и непорочными. В это не веришь, если знаешь, какая она – Эриел Манто, с её мрачными мыслями и вечной ночью в тропосфере. И в Адама, перебравшегося в «Наваждение Люмаса» из тех книжек с яркими обложками и названиями вроде «Возлюбленная священника», тоже не веришь. Ведь по сути, чем он, захотевший переспать с Эриел в церкви, отличается от Патрика? Да ничем, только молодостью и бутафорским нимбом над невымытой головой.
Секса в книге очень много, так что если про эту сторону человеческой сознания вы предпочитаете не читать, то к «Наваждению» лучше подходить с осторожностью. Все будут думать о сексе, даже тогда, когда это кажется неуместным или отвратительным. Эриел вообще себя воспринимает как объект для секса. Её всё время кажется, что все вокруг хотят заняться с нею грубым сексом - Адам, Берлем, Патрик, случайно встреченный парень в церковной кафешке… Создаётся ощущение, что в мире создаваемом Скарлетт Томас ничего стоящего кроме секса и нет.
И в конце поиск истины и прогулка на край тропосферы оборачиваются поиском идеального партнёра для секса.
5145