Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Человек, который принял жену за шляпу

Оливер Сакс

  • Аватар пользователя
    Аноним22 января 2017 г.

    Невероятная сила искусства.

    "Человек, который принял свою жену за шляпу" – пожалуй, самая страшная книга, которая только попадала мне в руки. Но при этом еще и самая интересная, поучительная и прекрасная, заставляющая об очень многом задуматься, начиная от того, насколько действительно удивителен и сложен человеческий мозг и заканчивая полностью философскими размышлениями на тему "что есть личность" и "место каждого человека в социальном пространстве".

    Прежде всего, не могу не выразить своего уважения к автору, который, как профессиональный врач пытается возродить этот самый жанр "истории болезни" и старается смотреть именно на своих пациентов, а не на сплошные результаты анализов и сухие закорючки в медицинских карточках. Это особенно важно, когда болезнь затрагивает психику и когда крошечный маленький ключик, вроде музыкальной мелодии или возможности попасть на сцену, может полностью изменить жизнь человека и повернуть ее к лучшему. В целом, на мой взгляд, всей науке сейчас не хватает "романтического" прошлого. Когда географы писали научные труды, не забывая про пейзаж и истории из маршрута, а математики создавали примеры отлично изобразительного искусства, пользуясь строгими законами их науки. Ведь эта работа Сакса далеко не художественная книга, даже не особо научно-популярная. К счастью, в последнее время мне все чаще попадаются такие современные работы.

    Истории, которые рассказывает Оливер Сакс, невероятно занимательные со стороны стороннего наблюдателя и невероятно пугающие со стороны человека, понимающего, что любая из этих диких ситуаций может приключиться с ним самим в любой момент. Поскользнулся на льду, упал, ударился головой и вот – ты уже не помнишь, что когда-либо что-то видел и сама идея зрения кажется тебе непонятной... Эти болезни выглядят совершенно невероятными, будто их придумали в горячечном сне, и вместе с тем, некоторые из них такие странные, что человеку здоровому даже не выйдет представить, как чувствует себя больной со страниц книги. Ну разве можно понять мышление человека, который думает числами, и видит их, и общается с их помощью? Или человека, у которого исчезла полностью способность обобщать и мыслить абстрактно? Или ощущения бедной Кристи, потерявшей свое тело?

    Кроме самой сути болезней пугает еще и отношение общества. То, с какой жестокостью и равнодушием, даже отвращением социальный мир условно здоровых людей вытесняет, выталкивает из себя точно больных. Особенно заметно это в случае умственно неполноценных людей, даже само их название как группы уже говорит об определенном отношении, хотя с ними как раз, что видно на примерах из книги, не все так однозначно. И с некоторой досадой я также ловлю себя на этом и вспоминаю те чувства, которые я испытывала, встречаясь с такими людьми, и я не горжусь этими чувствами.

    Но каждая глава дарит надежду на спасение. Не излечение, к сожалению, совсем нет, но на спасение. И тут замечаешь, какую важную роль все-таки искусство порой играет в жизни человека. Как важная созидательная деятельность. Как важно человеку бывать наедине с самим собой. Как важно помнить, кто ты есть на самом деле. И как при этом, все-таки быть изобретательно и адаптивно человеческое существо. Как тонко настроена нервная система и как удивительно порой срабатывает система перенастройки, замены и компенсации.

    И кроме всего прочего, книга действительно дает обильную пищу для размышлений. Что есть сознание? Что есть личность? Где заканчивается голая физиология из сгустка нервных клеток и начинается живая, уникальная личность? Что есть жизнь человека – память в виде череды событий и мыслей или что-то большее? Как собрать обратно то, что безвозвратно разрушено?

    К сожалению, на эти вопросы пока нет и не скоро появятся ответы. Как и на вопросы о том, как работает мозг. Но все еще впереди.

    2
    78